Вот что лично вы представляете, услышав слово «Шумер»? У меня, до того, конечно, как я провела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древнее. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а! Они были крутые! От них все вроде бы пошло. Или не от них?». А потом: «Ну и бог с ними!».
А может, познакомимся с ними поближе? Зачем это нам? Таким образом мы проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою очередь, повлияли на более близкую нам Грецию.
Ужас-ужас! Опять проблема – с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000-летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!
Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур! А что значит «Месопотамия», вы знаете? «Что за идиотский вопрос?», спросите вы. А я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия – это одно и то же. Просто это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю – Тигр и Евфрат.
Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индоевропейцами, причем предположительно средиземноморского типа − говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке – это подтвердили антропологические исследования человеческих останков. Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли, чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мной статьях говорится, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация.
Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И печальное выражение лица».
Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, прославления богов, увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений терялись по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.
Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля – между горами и соленым морем, где пустыня чередуется с болотами, а засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.
Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу − из высушенного на солнце, позже − из обожженного. У богатых людей жилище имело 2−3 этажа, до 12 комнат. У них была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу! Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, были очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель и музыкальные инструменты.
Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Разглядывая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, а также пытаются связать их с происхождением всех народов мира. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-то (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!
Это очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене, долгие месяцы «мозоля глаза». На стену из шумерских штуковин вешать нечего: живопись если и была, то под слоями песка и ила быстро пришла в негодность, а вот статуэтки – пожалуйста! Любая – добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.
Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, у каждой − отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться и поиграть в «дочки−матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?
Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков? А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров.
Надежные жилища, высокие для древности технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках, и вот эти очаровательные фигурки – весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.
Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!
А украшения? Это нечто! Особенно богатый «урожай» находок был обнаружен в Уре Чарльзом Леонардом Вулли в 1927−1928 годах. Он раскопал 16 не разграбленных царских захоронений 2700−2600 до н.э., в которых обнаружили прекрасно сохранившиеся предметы искусства: украшения, богато инкрустированные музыкальные инструменты, золотой шлем и многое другое.
После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитые арфы с головой быка были обнаружены в руках арфистов, которые, похоже, музицировали до последнего мгновения жизни.
Эта находка по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхамона, но, почему-то, гораздо менее известна.