Древний Египет − красиво, загадочно и …немного избито. Особая эстетика древней культуры так прочно вошла в наше сознание, что мы считаем, будто она незыблема, неподвижна и чуточку шаблонна.

Я предлагаю немного расшевелить наше представление о ней и понять, что же это была за среда, где возникли такие незабываемые древние шедевры, как Сфинкс, золотые маски, драгоценности из лазурита и прекрасные изображения давно умерших красавиц…

Статичные позы, симметрия изваяний, геометричность композиции, отстраненные лики царей и богов − все это создает ощущение имперского величия и надменности. Усугубляет ситуацию то, что в основном искусство Египта похоронное. Большинство скульптур, росписей, рельефов и украшений найдено в погребениях фараонов и знатных людей. Нам привычно такое представление: мрачные культы египтян, их неприятная возня с мертвецами…

Видимо, поэтому считается, что искусство этой страны − нечто холодное и величественное, а сами египтяне – странные, угрюмые типы, которые только и делают, что размышляют о смерти, молятся звероподобным богам и борются с недружелюбной природой. Однако это совсем не так! Давайте познакомимся с этими людьми поближе: посмотрим, как они жили, чем занимались, как развлекались и что ели.

 
Знатные дамы на погребальном банкете

Знатные дамы на погребальном банкете

На фресках и рельефах можно рассмотреть такой «комикс» из повседневной жизни египтян. Начнем с девочек. На этой росписи мы видим знатных дам на погребальном банкете. Бросаются в глаза объемные прически (парики), обилие украшений и исключительное изящество женщин. Одеты они в полупрозрачные праздничные наряды, красиво облегающие фигуры. А вот служанки частенько изображаются почти обнаженными − один поясок и украшения. Половые признаки у дам несколько подчеркнуты.

 

Египтяне никогда не были ханжами. Им была чужда чрезмерная стыдливость: тела они если и прикрывали, то без особой тщательности. Но жена у обычного египтянина обычно была одна (у фараонов могло быть две и больше). Это было связано с тем, что женщины имели собственность, земли и имущество, обладая на них равными с мужчинами юридическими правами. Так не разгуляешься! Однако запросто можно было крутить амуры с полуголыми служанками. И еще у богатеев принято было держать наложниц. В документах − а их сохранилось множество, египтяне были знатными бюрократами − иногда упоминаются две жены, но перечислять могут и умерших жен. Потому что к ним продолжали относиться, как к членами семьи.

 
Служанка льет в ладони госпожи благовония

Служанка льет в ладони госпожи благовония

Запахи для египтян − это святое! По верованиям этого народа, жизнь входит и выходит через ноздри, а приятные запахи угодны богам. Ароматы, как и чистота тела − признак цивилизованного человека, в противопоставление рабам и простолюдинам. Сохранилась запись о том, как рабочие на постройке пирамид устроили забастовку, потому что им не хватило масла и благовоний. Маслом пользовались в изобилии и мужчины в том числе. В сухом климате Египта без этого очень пересыхала кожа.

 

Женщины были полноценными членами общества, вполне равноправными. Жену полагалось любить и уважать, к семье и дому древний египтянин относился очень ответственно! Женские божества имели такое же значение, как и мужские, если не более важное (Исида, например). Если мужчина по какой-то причине решал развестись с женой, он должен был вернуть ее в дом ее отца вместе с приданым. Женщина также могла развестись с мужем, если доказывала его мужскую несостоятельность. Впрочем, расходились пары нечасто. У египтян глагол «создать семью» созвучен с «завести дом, хозяйство» − серьезные они были в этом плане люди. Женщина могла оставить сыну или дочери наследство так же, как и отец. Это говорит о том, что имущество, принесенное женихом и невестой, в браке не сливалось воедино.

Культ девственности не прослеживается. Ни в одном из романтических литературных произведений не воспевается девичья чистота и добрачная невинность. Однако очень порицалась связь с чужой женой. Не поощрялись и отношения отца с дочерью, а вот брата с сестрой − пожалуйста!

Судя по многочисленным и разнообразным предметам искусства, оставленным египтянами, можно сделать вывод, что это была эстетствующая нация. Красота была важна для них, в том числе физическая и телесная. Также в почете была стройность, что странно для народов Востока.

Косметикой пользовались и мужчины, и женщины. Особенно «жирно» выделяли глаза. На верхнее веко наносили толстый слой темно-зеленой (почти черной) минеральной краски. Не стоит обвинять мужчин в приверженности к моде метросексуалов, ведь краска защищала их глаза от чрезмерно яркого солнечного света. Представителям сильного пола полагалось быть загорелыми, это говорило о том, что они часто покидают дом и усердно работают. Женщины же от солнца старательно прятались: благородная бледность считалась особенно красивой.

 

Волосам в Египте придавали большое значение. Вернее, парикам. Не знаю, сбривали ли волосы женщины, но точно известно, что мужчины надевали поверх лысины парик. Вши плодились в жарком климате очень быстро, поэтому натуральной шевелюрой не особенно дорожили. Парики дам представляли собой сложные сооружения, обильно украшенные бусинами или бляхами. А еще их смазывали бараньим жиром вперемешку с благовониями. Со временем жир плавился, и «аромат» постоянно источался. Вот уж не знаю, как египтянам удавалось из превонючего бараньего жира изготавливать нечто приятное!

 
Выпекание хлебов

Выпекание хлебов

Украшения надевали на себя и мужчины, и женщины. Последние носили крупные серьги, множество браслетов, диадемы, ожерелья, и еще что-то наподобие пекторали, в верхней части платья. Не все, однако, было так чудесно в жизни египетской женщины. Уж мы-то знаем: равноправие равноправием, а от домашней работы никто никогда не освободит! Особенно, если вы ни супруга фараона или его министра.

 

Женщины занимались воспитанием детей, кухней и всем хозяйством. Ткали тоже они. Домашние ткани были более грубыми, а вот для праздничной одежды использовали тончайший лен. Такой тонкий, что он просвечивался. Наиболее часто встречающаяся расцветка – белая, это цвет древнего Египта. На некоторых рисунках мы видим золотистый тон. Видимо, художник таким образом изображал прозрачность ткани. Грудь у женщин очень часто была открыта. На талии нередко носили красный поясок. Мужчины ходили почти обнаженными, только в набедренных повязках. Иногда надевали что-то вроде туник. Праздничные платья у женщин нередко имели очень сложный фасон, с драпировками и гофре. В 1550−1292 годы до н.э., вы можете себе представить?!

Египтяне ходили в гости друг к другу и устраивали банкеты и пиры. Женщины присутствовали на празднествах наравне с мужчинами и делили с ними стол. Если в повседневной пище преобладали лепешки, пиво и фрукты, то на банкетах подавали мясо, вина, сладкие пирожки, молочные продукты. Молоко быстро кисло, поэтому из него делали что-то вроде йогуртов. Повеселиться египтяне любили. Сохранилась масса изображений музыкантов и музыкальных инструментов, а также танцующих людей.

 

Не всегда для банкетов были веселые поводы. Пиры устраивались и при погребении. Египтяне со всей серьезностью относились к переходу в иной мир. Погребальный цикл составлял не менее 70 дней вместе со всеми ритуалами, мумификацией и сложными обрядами. Естественно, устраивались и поминальные банкеты, на которых присутствовали плакальщицы.

В Египте всегда было золото. Ювелиры были своего рода учителями в древнем мире. Их изделия до сих пор можно было бы смело надевать на любой прием − настолько они красивы, утонченны и сделаны с величайшим вкусом. Для украшений использовалась эмаль, лазурит, янтарь, бирюза, оникс и другие камни.

 
Мастерская изящных предметов при дворе Аменхотепа Третьего (1400 в до н.э.)

Мастерская изящных предметов при дворе Аменхотепа Третьего (1400 в до н.э.)

Поражает, насколько разнообразны и изящны изделия египетских мастеров − кажется, их фантазии не было границ! Например, вазы и чаши делали из золота и серебра, лепили из глины и вырезали из разных сортов камней. Довольно сложно дифференцировать египетскую посуду − единого шаблона, устоявшегося стиля просто нет: фейерверк фантазии и бесконечных выразительных форм!

 

Мебель была вполне «продвинутая» − кровати, полочки, стулья, столы: все, как и сейчас. Жилище обычного египтянина было очень-очень маленьким – комната шесть на шесть метров. Похоже, в ней только спали, а большую часть времени проводили на улице, в тени деревьев. Сложно судить, существовал ли садовый дизайн. На рисунках и барельефах культурные растения расположены в регулярном порядке, но это может быть следствием особой эстетики подобных изображений. Дома вельмож были тоже относительно невелики. Даже дворцы фараонов по нынешним меркам выглядели довольно скромно. Особенно, по сравнению с циклопическими погребальными сооружениями. В строительстве активно использовали глину, изготавливая из нее кирпич-сырец. Также использовали блоки из тесанного камня.

 

«Имперские» постройки мобилизовали множество жителей страны. Если раньше считалось, что пирамиды строили рабы, то сейчас предполагают, что их создателями были наемные рабочие, которых судя по всему неплохо кормили.