Мода - это один из наиболее распространенных и быстро реагирующих на любые изменения в общественно-политической жизни вид искусства. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. В ней отражаются существенные черты времени, прослеживается связь с изменениями в стране и процессами в сфере культурной жизни общества.

Все чаще исследователи обращаются к одежде как к историческому источнику. Костюм – это явление, отражающее в себе мировоззрение человека, представление о его месте в мире и, таким образом, дающее нам возможность «прочитать» эти представления. Уникальность повседневной одежды заключена в том, что он, словно губка, «впитывает» изменения всех сфер жизни человека – социокультурной, экономической и даже политической. Для примера давайте проследим, как менялись роль и место женщины в обществе через призму истории развития нижнего белья.

Не будем заглядывать вглубь веков, дабы остаться на тропе научного исследования, а не уйти в область домыслов и фантазий. Начнем с Древней Греции, периода, который в изобилии предоставляет исследовательский материал как письменного, так и изобразительного характера. Царивший у эллинов культ красивого тела распространялся не только на мужчин, но и на женщин.

 

Так, первый «образец» современного лифчика был придуман изобретательными афинянками и спартанками для поддержания груди во время гимнастических упражнений. Этот протобюстгалтер представлял собой широкую кожаную повязку на грудь, которая фиксировалась на спине. Говорить об эстетической функции данной конструкции не приходится - для соблазнения мужчин она была совершенно непригодна.

Можем ли мы сделать предварительный вывод о равенстве полов? Греки воспринимали своих спутниц только как сексуальный объект, или как равного партнера? Обратимся к письменным источникам, дабы опровергнуть или согласиться с таким выводом. С одной стороны, женщины были бесправны в юридическом плане: наследником мог выступать только мужчина. Они не могли защищать свои интересы в судебных органах - это тоже было позволено лишь представителям сильного пола.

С другой стороны, мы встречаем множество письменных свидетельств, говорящих о том, что умная и образованная женщина почиталась в обществе и к ее мнению прислушивались. Одним из самых ярких примеров может послужить Аспасия – образованная женщина, в доме которой собирались поэты, философы и музыканты. Плутарх свидетельствует: «Сократ … ходил к ней со своими знакомыми, чтобы послушать ее рассуждения», а Перикл, известный политический деятель Афин, полагался на нее в решениях важных вопросов намного больше, чем на своих советников.

Теперь на очереди Древний Рим. Отметим одну любопытную вещь. В отличие от эллинской Греции, здесь мы не встретим свидетельств о политических кружках, возглавляемых женщинами. Главная и единственная их роль - жена и мать семейства. Давайте посмотрим, что происходит с нижним бельем, трансформируется ли оно под воздействием нового уклада?

Возможно, вы удивитесь, но именно в Древнем Риме женщины изобрели первые корсеты, которые приподнимали грудь и делали ее более соблазнительной. Конструкция представляла собой широкий кожаный пояс на шнуровке, который, к тому же, утягивал талию. Было ли римлянкам комфортно в таком сооружении под жарким итальянским солнцем? Вряд ли, но желание нравиться мужчинам выходило на первый план, и вопрос удобства отступил. Вспомним в этой связи гречанок, занимавшихся гимнастикой в свое удовольствие. Чувствуете разницу?

Но главные испытания для женской груди было еще впереди. Под набегом варваров рушится Рим, и наступают Темные Века с довлеющей христианской моралью. Женская плоть, как, впрочем, и сама женщина – хотя запретным плодом соблазнилась не она - объявлялась греховной. Нижнее белье теперь должно было нивелировать ее сексуальность. Вместо того чтобы подчеркивать достоинства женской фигуры, средневековые корсеты делали грудь плоской - вплоть до ее полного исчезновения. Эти железные приспособления выравнивали талию и скрывали грудь, придавая женщине мальчишеские очертания.

 

Как и закованное в тяжелую конструкцию тело, социально-политическая роль женщин тоже сведена на нет. Полностью подчиненная воли отца, а затем - мужа, женщина не могла иметь даже собственных мыслей, не говоря уже о поступках. Вспомним печальную судьбу отважной французской крестьянки Жанны Д’Арк, дерзнувшей заявить о себе.

Но время течет, и меняется отношение к религии. Формально европейские короли и знать еще внимательно слушали проповеди, но на деле начинали воспринимать религию как политический инструмент. Вспомните Генриха IV и его бессмертное: «Париж стоит мессы!». Менялся и роль женщины. Дамы совершенствовались в искусстве управлять мужчинами посредством своего тела, и важным оружием в достижении целей становится корсет.

В отличие от Средневековья, его роль меняется в диаметрально противоположную сторону. Возвращается мода на высоко поднятую открытую грудь и узкую талию, что было бы невозможно без корсетного белья. Небезызвестная в эту эпоху Екатерина Медичи ввела строгий стандарт, согласно которому талия придворных дам из высшего общества должна была быть чуть более 33 сантиметров.

 

 

Это было время расцвета «корсетного белья». Его шили из сатина или шелка, украшали лентами, кружевами и вышивкой, а железные вставки, которые использовались ранее, заменили китовым усом. И мужчины с удовольствием попались на крючок. Начался расцвет эпохи фаворитизма, когда женщина становится «первым министром» государства.

Как не вспомнить маркизу де Помпадур, которая заменяла Людовику XV всех государственных мужей вместе взятых?

 

 

Данная тенденция закончилась лишь в XIX веке, когда на авансцену вышли первые суфражистки, борющиеся за права женщин. Помогли им в этом и активные протесты медиков против тесных корсетов, деформирующих тело и наносящих вред здоровью. Корсеты стали компактными и менее тяжелыми.

Такое белье не затрудняло дыхания, обеспечивало большую свободу движения и, в то же время, поддерживало грудь, благодаря чему и получило название «brassiere», что по-французски означает «поддержка».

 

Но настоящая революция произошла в XX веке с приходом Первой Мировой войны. Женщины заменили ушедших мужчин во всех областях жизни: стали водителями, пекарями и даже электриками. Новая социальная роль потребовала удобной и функциональной одежды, а также нового белья, не сковывающего движений.

Предприимчивая американка Мэри Фелпс Якоб в 1914 году запатентовала первый современный лифчик. И с того времени нижнее белье стало стремительно развиваться в сторону максимального комфорта, ведь женщин уже было невозможно удержать от активного участие в жизни общества. В начале 1930-х были изготовлены первые лифчики с чашками разных размеров от А до D, а в начале 40-х компания Meidenform выпустила сразу две новинки: бюстгальтер для кормления и с бретельками, длина которых могла регулироваться.

 

В истории цивилизации XXI век стал пиком свободы и равноправия женщины. Сегодня она может выбрать любую роль в обществе и найти свой собственный путь в жизни. А нижнее белье, которое может быть и игривым, и максимально практичным и комфортным, поможет ей в любых начинаниях.

Автор: Худякова Екатерина Владимировна
 


Позиция издательства может частично или полностью не совпадать с мнением автора статьи.