Сорок лет назад на экраны вышел фильм «Апокалипсис сегодня» Френсиса Копполы. Эта картина до сих пор считается лучшим кино о войне во Вьетнаме. Сорок лет прошло, и я хочу сейчас поставить такой вопрос: «А о Вьетнаме ли, собственно, этот фильм?»



Прямое участие США во вьетнамской войне длилось восемь лет и стоило жизни шестидесяти тысячам американских солдат. Естественно, что эта война, хоть она и шла на другом конце света, не могла пройти незамеченной в американском обществе и нашла своё отражение в культуре страны. Вьетнам оставил в кинематографе огромный след. Было снято множество как «патриотического» кино в виде второсортных боевиков, так и антимилитаристских картин. И сейчас в американском кинематографе до сих пор доноситься эхо той войны. «Ветеран Вьетнама» – это и сегодня весьма распространённый персона. (Например, смотри последних «Настоящих детективов» – в третьем сезоне вьетнамская тема является важной закулисой для основного сюжета.)

 

 

«Вьетнамские» ура-боевики, в силу своей интеллектуальной ограниченности запомнились только их любителям, а вот из диссидентской среды вышли фильмы, которые смотрят до сих пор все. Ирония заключается в том, что изначально «Апокалипсис…» скорее планировался «боевиком», чем интеллектуальной антивоенной картиной. Сценарист Джон Милиус, который написал первоначальный сценарий, отличался от коллег по цеху крайне правыми и милитаристскими взглядами. Но когда за дело взялся сам Коппола картине был задан нужный уклон.
Сценарий был создан по мотивам странной приключенческой (приключенческой ли?) повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. Главный герой этой новеллы Чарльз Марлоу нанимается в компанию капитаном парохода и плывёт по реке вглубь Африки, чтобы встретиться с самым лучшим агентом по заготовке слоновой кости Куртцем, о котором в компании ходят легенды. Чарльз Марлоу ищет высоколобого интеллектуала – таким описывают Куртца свидетели – а встречает циничного полусумасшедшего дельца, который стал для чёрнокожих аборигенов жестоким божеством, настолько жизнь в Африке изменила его личность.

 

 

Так часто бывает, что когда за киноадаптацию берётся гений, то от оригинального произведения мало что остаётся. Действие книги в фильме было перенесено в воюющий Вьетнам. Капитан Чарльз Марлоу превратился в капитана воздушно-десантной бригады спецагента Бенджамина Уилларда, а агент Куртц в полковника Куртца. Уиллард получает во Вьетнаме задание ликвидировать полковника, который раньше выполнял спецоперации и считался элитным офицером, а теперь дезертировал, создал в джунглях соседней Камбоджи своё небольшое государство и бормочет в эфир безумные донесения. Несомненно, что Куртц сошёл с ума.

Но по сути все персонажи фильма безумны. Прежде всего, сам Уиллард явно не в себе. Перед тем, как получить задание он неделю пьёт в сайгонском отеле, военные воспоминания сводят его с ума, он устраивает в номере, где он живёт, пьяный погром.

Безумен подполковник Кригор, командир вертолётного подразделения, который помогает Уилларду и его команде высадится у устья реки, чтобы начать путь вглубь Вьетнама. Кригор – серфер, и он устраивает бойню во вьетнамской деревне, чтобы по время боя покататься на волне.

 

 

Безумием было устраивать вечеринку для солдат с участием моделей «Плейбоя» на аванпосту – следующей точки маршрута команды Уилларда. Американские солдаты сходят с ума увидев женские тела, моделей спешно эвакуируют на вертолете. Девушки тоже безумны, участники экспедиции позже знакомятся с ними в военном лагере, и девушки несут какой-то бред.

Безумны солдаты на последнем форпосте американской армии, мимо которого проплывает экспедиция. Солдаты охраняют разрушенный мост, не спят и ведут беспорядочную и бессмысленную пальбу по ночным джунглям.
Безумны французские плантаторы на пути, они создали в джунглях свою колонию и не собираются, несмотря на войну, покидать её.

Да и члены команды постепенно сходят с ума, кто-то из них курит траву, кто-то закидывается ЛСД. Их нервы на пределе, и чуть-что они начинают стрелять. Таким образом они расстреливают лодку с мирными вьетнамцами.

 

 

Нарастающее безумие достигает своего апофеоза, когда Уиллард наконец находит полковника Куртца. Коппола оставил метаморфозу превращения высокоразвитого гуманитария и цивилизованного человека в первобытного жреца смерти, которому поклоняются местные туземцы. Оставил он и последние слова Куртца: «Ужас…ужас…» – бормочет тот, умирая.

Это фильм не о конкретной войне – очень трудно увязать сюжет с реальными вьетнамскими событиями. Чтобы больше запутать зрителя Коппола не стал убирать эпизод из книги Конрада, когда катер (в повести – пароход) обстреливают из джунглей стрелами и копьями. «Апокалипсис сегодня» – это фильм-фантасмагория об ужасе любой войны, джунгли Вьетнама и Камбоджи служат лишь только декорациями. Герои совершают трип в потусторонний мир, они спускаются по реке в сюрреалистическое инферно безумия и смерти, которое открыла война, они плывут в самое сердце тьмы – применю я здесь метафору из названия оригинального произведения.

 

 

В фильме был собран звёздный состав актёров. Из второстепенных в картине можно заметить молодого Харрисона Форда. Главные же роли исполнили Мартин Шин и Марлон Брандо. Кстати, сын Мартина Шина, Чарли Шин в 1986-ом году тоже «отслужит» во Вьетнаме – снимется во «Взводе» Оливера Стоуна. Для Брандо «Апокалипсис…» станет последним значимым фильмом, после него он объявит об уходе из кино и только изредка будет сниматься, играя роли второго плана. Актёр уже в то время страдал ожирением, и сильно комплексовал по этому поводу. Можно оценить мастерство Копполы только по тому, как он показал в своей картине бывшего секс-символа. Он снял его так, что зрителю стал незаметен его огромный живот и слоновья комплекция.

 

 

Отдельное слово нужно сказать о саундтреке. В фильме использовались две музыкальные темы. Одна – классическая, «Полёт валькирий» Рихарда Вагнера, другая – современная, последняя песня c дебютного альбома группы The Doors «The End».

 

 

С воинствующими «Валькириями» Вагнера всё ясно – они сопровождают налёт вертолётной кавалерии на вьетнамскую деревню и наводят ужас на вьетнамцев. Объяснить же присутствие песни The Doors в фильме будет не так просто.

 

 

«The End» – это основная тема в фильме, она начинает и завершает картину. Она является музыкальным синонимом названия – «The End», Конец с большой буквы – это есть Апокалипсис. В песне фигурирует интерпретация мифа об Эдипе – сын убивает своего отца, чтобы вступить в сексуальный контакт со своей матерью. Можно, конечно, выстроить связь текста этой песни со вьетнамской войной так: патриотизм ­– патриа (родина, лат.) – патер (отец, лат.) – убить отца. Но, думаю, просто Копполу привлекла меланхоличность мелодии, музыка создавала необходимую медитативную атмосферу и производила завораживающий эффект. Красивая мелодия странным образом гармонировала со сценами разрушения и прекрасно ложилась на кадры бомбардировки джунглей, с которых начинается фильм. Прекрасно укладывались в контекст сцены и повторяющиеся в песне слова: «Это конец, мой любезный и единственный друг, это конец». Потом в кадре появлялось лицо Уилларда, музыка усиливалась, ритм ускорялся и Уиллард исполнял в номере отеля пьяный шаманский танец. В конце фильма этот его танец под ту же мелодию срифмуется со сценой убийства Куртца.

 

 

Фильм, сразу после выхода на экраны стал культовым, и впоследствии вошёл в многочисленные the веst лучших фильмов в истории кино. О Вьетнаме этот фильм или нет – можно поспорить, но то что «Апокалипсис сегодня» – это шедевр киноискусства – с этим уж трудно не согласиться.