Шведы. Шведов в кино люблю. Во-первых, это Бергман, а в-последних, это скандинавские сериалы «Мост» и «Убийство». Поэтому, когда я увидел в афише знак made in Швеция, то выбрал для своего еженедельного обзора триллер «Солнцестояние» (режиссёр — Ари Астер).
Правда, фильм не совсем шведский, а американский — совсем я вас запутал. Снимал его режиссёр-американец, но действие происходит в Швеции, и снимаются в картине шведские актёры.
Главный герои — молодые американцы. Типичные янки примитивус вульгарос. Футболка, джинсы, белые кроссовки (это намёк!). Они курят траву, ходят на вечеринки, учатся в институте. Назову их Черныш, Швед, Рыжик и Баттхед. Почему? Черныш — понятное почему. Рыжик — рыжий, у него глупая окантовка на затылке. Швед — исключение, он не американец, он швед. Он приехал из Швеции учиться в Нью-Йорк. Почему четвертый Баттхед? — потому что уж больно на одноимённого мультипликационного персонажа похож. И внешностью, и своим IQ.
К четырём американским мушкетёрам прибавим Констанцию — американку Пухлые Коленки. Её зовут Дани, она девушка Рыжего. Она с Рыжим встречается уже четыре года и уже четыре года выносит ему мозг. На то есть причины. Во-первых, она женщина. Во-вторых, у неё плохая наследственность и родственность — её сестра страдает биполярным расстройством. Ну а, в-третьих, эта самая её сестричка недавно умертвила себя и их parents. Причём умертвила с весьма изощрённой режиссёрской фантазией. Короче, есть причины крыше потечь.
У Дани панические атаки переходящие в истерику, и этим она причиняет Рыжему массу неудобств, на что пеняют ему его друзья. Найди себе нормальную бабу, говорят — как будто это сделать так легко. Но Рыжий верен Дани, он её постоянно успокаивает и утешает. Чтобы развеяться, к неудовольствию всей честной мужской компании, Дани навязывается к ним в trip to Швеция.
В Швецию всех пригласил Швед, что вполне логично. Он родом из Хельсингланд — шведского посёлка, где живёт языческая община. Рыжий и Черныш в институте пишут дисер по антропологии на тему языческих культов и приехали за материалом. Юные аспиранты совмещают приятное с полезным, путешествие с наркотрипом — прибыв на место, все пятеро закидываются грибами, да не простыми, а псилоцибинами.
Действие происходит около двадцать четвёртого июня — одна из членов общины поздравляет прибывших с днём Иоанна Предтече. То есть это вечер накануне Ивана Купала, а, если быть ещё точнее, учитывая местоположение героев, то полярный день. Сам же Иоанн Предтече здесь, конечно, не причём. Все эти шведские дети природы — нехристи, они празднуют языческое летнее солнцестояние.
Члены общины ходят в белых вышивках, они очень доброжелательны к гостям, постоянно им улыбаются, всё объясняют. Они играют на свирелях, пляшут, хороводят. Радуются солнцу, ветру, воде, земле — полная языческая идиллия. Их девушки плетут венки, поют песни, мелодично смеются — так переливами журчат ручьи. Девушки у них симпатичные, одну я узнал — она мне примелькалась в нескольких скандинавских сериалах до этого фильма. Глаза у неё, как у коровы, бездонные, улыбка загадочно-дебиловатая — в общем, красивая девка, мне такие «нра».
Кажется, всё хорошо. Но, как выяснится потом, всё далеко не хорошо. Когда люди много улыбаются, значит что-то не так и надо быть начеку. А ещё, когда что-то непонятное происходит, лучше всегда иметь под рукой оружие. А у наших американских boys его нет.
Поначалу янки всё нравится. О, круто, cool, прикольно. Какие клёвые наряды и обряды. Этника, фольклор, руны, цветочки, все дела. Но довольно опрометчиво заигрывать с незнакомыми богами и полагать, что в чужом краю вам будут рады. Это вам не сервис Airbnb. Язычество тем и отличается от мировых религий, что имеет свой язык, а язык разделяет на своих и чужих.
Но жанр подобных картин, подразумевает, что при наступившей тревожной ситуации все персонажи глупеют до безрассудства. «Ну, тупые!» — воскликнул бы Задорнов. Когда появляются первые трупы, вместо того чтобы бежать вызывать шведскую полицию, которую наверняка бы смутили некоторые ритуалы, наши герои остаются в секте. Ведь Рыжему и Чернышу диссертацию нужно закончить! (Забегая вперёд скажу, что они оба очень плотно познакомятся с анализируемым материалом.) Эй, глупые, very stupid американцы! Собирайте быстро свои манатки и валите! Ан нет.
Что дальше было? Есть одна народная украинская песня, «Ехали казаки» называется. Ехали казаки, «из Дону до дому», да по пути соблазнили девушку Галю, взяли её с собой. А в лесу привязали Галю к сосне и сожгли. Песня считается весёлой, под неё украинские селяне пляшут до одури. Вот нечто подобное и произойдёт с нашими американскими friends в фильме.
По существу, картина — хоррорная безделица. Что-то подобное в разных вариациях уже снимали. Во всяком случае, «Плетёного человека» любители ужастиков точно вспомнят. Но при некой вторичности темы, работа оператора — движение камеры, планы, внутрикадровая расстановка — великолепна.
Отмечу и фантазию режиссёра, который в одном лице является ещё и сценаристом. Воображение Астера, конечно, может показаться больным, но придумать целый культ со своими ритуалами и традициями — для этого нужно обладать определённым талантом. Эх, его бы фантазию да в мирное русло! Ужасы — ужасами, но я бы относился к этой картине не слишком серьёзно. Когда крик героини в конце фильма переходит в улыбку, то в этой улыбке мне видится издевательская ухмылка автора.