«...И я был таким зрителем, беспечным и любопытным... Я был внутри и снаружи. Заворожённый и околдованный неистощимым разнообразием жизни...»
Фрэнсис Скотт Фицжеральд, Великий Гэтсби»

Кинематограф нулевых характерен любовью к минимализму в построении локаций. На фоне популярных картин того периода ярким пятном выделяются работы австралийского режиссёра База Лурмана. Будучи почитателем театра, любителем ярких решений и романтических героев, режиссер снял ряд эффектных, выразительных картин, при погружении в которые зрителю удается лицезреть его исключительное видение мира.

С детства Баз Лурман не утратил пристрастия к раскраскам и складным кукольным домикам. Его любовь к ним отразилась на авторском почерке в создании кино: карандаши, картон и клей заменили пиксели. С самого первого фильма режиссер начал сотрудничать с супервайзером Крисом Годфри, реализуя задумки на экране.

Каждый из сюжетов, к которым обращался Баз Лурман привязаны к месту и эпохе. Несмотря на яркую, вычурную палитру, сюжеты во многом вдохновлены реальностью. Режиссер не снимает города в их нынешнем облике, не пытается их состарить. Он «строит» города с нуля, прибегая к помощи визуальных эффектов. В начале каждого фильма режиссер знакомит нас с местом, где произойдут события. Панорамирование и свободное движение камеры в кадре создают эффект присутствия. За несколько секунд мы погружаемся в Париж времён la Belle Époque, джазовый Нью-Йорк 20-х годов, выдуманную Verona Beach, которая соединила в себе черты Чикаго и мексиканских городков. Мы окунаемся в мрачный Бронкс – царство ночных тусовок и приют подпольных наркодельцов или наслаждаемся пейзажами родины База Лурмана – Австралией.

 

 

Красной нитью в жизни режиссера проходит театр. В детстве и юности Лурман занимался в балетной школе отца. Позже он закончил австралийскую школу кинематографии National Institute of Dramatic Art. После окончания собрал театральную труппу The Six Years Old Company и работал над различными оперными постановками и мюзиклами.

Успешным дебютом режиссера стала постановка оперы Пуччини «Богема», которая шла в Сиднейском Оперном театре с 1990 по 1996 год. Театральное прошлое повлияло на творчество Лурмана в кинематографе. В 1992 году он становится режиссером фильма «Танцы без правил», буквально перенеся на экран собственную сценическую постановку. Картина была успешна в прокате и открыла так называемую «трилогия красного занавеса», которую продолжили фильмы «Мулен Руж!» и «Ромео + Джульетта».

 

 

В своих творениях Баз Лурман не только использует театральные отсылки, но и создает у зрителя ощущение присутствия. Режиссёр оживляет камеру, дарит ей крылья: она свободно перемещается в кадре — то «подлетает» к героям, то «отлетает» от них, демонстрируя красоту локации. Сверхобщий план зачастую плавно сменяется на крупный. Пространство становится трехмерным. В фильме «Великий Гэтсби» Баз Лурман и вовсе прибегает к помощи 3D, устраняя четвертую стену: кинозритель становится участником событий .

 

 

С помощью ярких красок Баз Лурман оживляет для зрителя прошлое, которое было обесцвеченно черно-белыми хрониками. Ещё в студенческие годы режиссёр познакомился с Кэтрин Мартин – будущей женой. Она разрабатывала декорации и костюмы для его одноактной пьесы, предшествующей фильму «Строго по правилам». И после окончания учёбы она стала дизайнером для производства Лурмана.

При создании фильмов команда Лурмана активно сотрудничала с именитыми дизайнерами. В фильме «Ромео+Джульетта» конфронтация двух кланов подчеркивается противопоставлением двух модных домов: Монтекки носят Prada, а Капулетти — Dolce & Gabbana.

 

 

«Мулен Руж» принёс Кэйт Мартин премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Над нарядами для актеров работали 80 человек, создавших в общей сложности более 300 костюмов. Фильм был также известен тем, что в нем Николь Кидман носила самое дорогое ожерелье в истории кинематографа (по самым скромным оценкам, оно стоит 1 миллион долларов). Для его создания привлекли ювелира Стефано Кантури. Многие костюмы Сатин (героини Николь Кидман) были украшены кристаллами Сваровски.

 

 

Спонсором идей для тематических вечеринок и свадеб стал пятый фильм режиссёра – «Великий Гэтсби». Он также принёс команде Оскар. А воплотить в жизнь «брюки цвета жженого сахара», «розовый костюм, который светился при луне», «ливрею цвета яйца малиновки» художникам по костюмам помогли Миучча Прада и Brooks Brothers. Последних в своих романах часто упоминал и сам Фицджеральд.

 

 

«Роскошные вечеринки гораздо уютнее дружеских посиделок, где каждый на виду»,
Фрэнсис Скотт Фицжеральд, «Великий Гэтсби»

Когда человеку одиноко, он идет туда, где музыка и свет. По этой причине образ вечеринки характерен для фильмов Лурмана. Кутежи, в которых сливаются бездушные, но красивые тела, оттеняют главных героев и осветляют их непорочные мечты. Гэтсби чужда вечеринка, ибо единственной их целью является сделать Дэйзи достижимой. Ромео посещает маскарад в доме Капулетти в порыве неутолимого желания нарушить правила, поразвлечься и позже уходит оттуда вместе с Джульеттой. В фильме «Мулен Руж!» Кристиан погружен в мысли о Сатин, ожидая окончания представления в кабаре — он желает остаться с ней наедине.

 

 

Музыкальная культура особенно ярко и сильно развивалась в трудные времена, но Баз Лурман использует в фильмах современную музыку. Это не портит впечатления, не разрушает эстетику эпохи, затрагиваемой в том или ином фильме. Режиссёр адаптирует для зрителя ушедшие времена и с помощью современных хитов создает нам те эмоции, которые испытывали герои его произведений, слушая своих современников. В Мулен Руж танцуют под Nirvana, на вечеринке в доме Гэтсби звучит песня Ферги «A Little Party Never Killed Nobody» (ирония, потому что вечеринка как раз убивает), а Ромео и Джульетта умирают под композицию «Exit music» культовых рок-меланхоликов Radiohead.

Главные герои лент База Лурмана – самозванцы и романтики. Никто из них так и не находит своего места и предназначения: они не признают общественных мечтаний и собственной прерогативой выбирают любовь. Центральные персонажи База Лурмана, как правило, мужчины. У каждого из этих героев есть объект их собственного душевного поклонения. Для каждого героя существует его персональная femme fatale. Но женщина, которую любит главный герой, никогда всецело не будет его: Сатин из Мулен Руж должна принадлежать Герцогу, Дэйзи Фэй — Тому Бьюкинену, Джульетта должна стать женой Париса. И персонажам Лурманна приходится любить друг друга наперекор всем, а прежде всего наперекор себе, своему прошлому и будущему.

 

 

Фильмы Лурманна о настоящем, об ускользающем моменте. Герои противятся жизни, пытаются достичь эфемерной цели, которая ускользает от них раз за разом. Счастье героев Лурмана замуровано в «здесь и сейчас». А в будущем они могут рассчитывать лишь на сладкий привкус воспоминаний…

 

 

В середине мая 2019 года Баз сообщил публике, что приступил к новому сценарию в соавторстве с давним напарником Крейгом Пирсом. Вместе они смешали лурмановские приемы, яркие краски и теперь проиллюстрируют жизнь Элвиса Пресли. Помимо воскрешения музыкального идола, австралийского режиссера ждут съемки экранизации культового романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В следующие пять лет копилка интерпретаций вечеринок от База Лурмана пополнится балом у Князя Тьмы и выступлениями Короля рок-н-ролла.

 


Автор: Вера Хистиева