Фильм Виктора Демента «Находка» был снят по одноимённой книге Владимира Тендрякова, советского писателя и автора остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни. Хотя, когда читаешь его книги, понимаешь, что современная нам жизнь имеет такие же проблемы. Равнодушие, циничность, высокомерие, самомнение, – не самый полный список человеческих пороков, составляющих и по сей день социальную проблему. Именно об этом и писал Владимир Фёдорович Тендряков. Именно об этом и снял свой фильм Виктор Демент, воссоздав на экране произведение «Находка».
В 2015 году фильм «Находка» предстал перед жюри на фестивале «Кинотавр». Затем гордо прошествовал перед «избранными» зрителями на закрытых показах. И, наконец, «прошёл крещение» в обычных кинотеатрах. Примечательно, что для российского проката было создано лишь 100 копий этого фильма, в то время как за рубежом фильм был выпущен тиражом более 200 копий. Это объясняется тем, что за границей нашим отечественным кинопроизводством интересуются больше, чем в самой России. Удручает, не правда ли? А ведь кинокартина вышла более чем достойная. «Находка» была оценена по всем параметрам – от операторской работы до игры актёров – и получила высокие оценки. Оператор этой кинокартины, Андрей Найдёнов, получил приз за лучшую операторскую работу, а актёрская игра Алексея Гуськова впечатлила даже тех, кто был не знаком с главным героем повести Тендрякова, – так сильно он был увлечён проектом.
Но даже у самого идеального, на первый взгляд, фильма есть свои недостатки. Они кроются в его сюжете. Главный герой – инспектор рыбнадзора Трофим Русанов, которого играет Алексей Гуськов, уверен, что каждого нарушителя следует наказывать по закону или даже строже. Он уверен в том, что вокруг все воруют и разоряют природное богатство. Трофим Русанов достаточно жесток, за что односельчане его, мягко говоря, не любят. После очередного столкновения с браконьерами он остается один в тайге на берегу замерзающего озера. Без лодки, без еды, в десятках километров от жилья. Ему предстоит нелегкий путь домой.
Встретив по пути рыбацкую избушку, он обнаруживает в ней новорожденного младенца, брошенного на произвол судьбы. Оставить ребенка в избушке это все равно, что обречь его на смерть. Утром, с первым снегом Трофим берёт ребёнка и отправляется в путь домой. Он проваливался в ледяную воду, катился по заснеженному склону кубарем, озябший ночевал посреди леса возле костра, прижимая ребёнка к груди. И вот, добравшись до первого дома, он упал без сил, но ребёнок умер. Дальше мы можем наблюдать душевные переживания главного героя, его попытки найти мать ребёнка и посмотреть ей в глаза. Финал истории что-то меняет внутри Трофима Русанова. Зритель видит эту трансформацию и, наконец, проникается сочувствием к герою. Потому что в начале произведения он вряд ли у кого-то вызывал жалость.
По ходу произведения, особенно в конце, чётко видно, какие социальные волнения в фильме раскрываются через эту историю, – человеческая чёрствость, равнодушие, циничность и другое. Однако минус состоит в том, что этих проблем касаются поверхностно. Они не задеты так глубоко, как в книге. Что странно. Ведь за соответствием сценарного текста книжному ревностно следила вдова Тендрякова, Наталья Асмолова. Примерно половину фильма зритель находится в напряжении из-за испытаний героя, которые тот преодолевает с ребёнком на руках. И мы так увлечены этим триллером, что о моральных проблемах и думать забываем. Мы вспоминаем о них лишь в конце, когда видим перемену в герое. Видим это преобразование характера. Психологизм определённо есть, но он находится лишь на верхушке айсберга, а основание, к сожалению, так и осталось сокрыто во льдах.
К слову о льдах. Как раз их в фильме быть не должно было. А чтобы их не было, съёмочной команде пришлось постараться. Погодные условия, описанные в произведении, стали большой проблемой. В «Находке» действия происходили в самом начале зимы, когда только выпал первый снег, а реки и озёра ещё не взялись льдом. По словам Виктора Демента, поймать это было практически нереально. Съёмочной группе пришлось делить съёмки на два этапа: сначала они снимали только снег, потом – ждали целых полгода, чтобы снять первый снег и незамёрзшую воду. Жаль, что полгода ждали зря. Не сняли. Не успели. Пришлось ехать в Финляндию. Там-то у них всё и получилось. Примечательно, что снимали они на той же широте, что и до этого в Карелии. И снимали превосходно.
Пейзажи в «Находке» действительно завораживают своей живостью. Ты будто можешь дотронуться до снега или окунуть руку в холодный ручей. Правда, это за нас уже сделал актёр Алексей Гуськов, сыгравший роль главного героя Трофима Русанова. Он ради правдоподобности и в ледяную реку, и по пояс в сугроб готов был идти. И ведь пошёл. Это было опасно, но от каскадёров Алексей Гуськов отказался сразу. Ему даже не помешало то, что на съёмки он пришёл меньше, чем через месяц после серьёзной операции на ноги. Надо ли говорить, что за него тряслась вся съёмочная группа. Которая, кстати, вся по очереди переболела. Ведь условия съёмок были, прямо скажем, не курортные. Съёмки велись в жестоких условиях северного леса, который практически не пропускал свет и тепло. Минус двадцать девять градусов – стандартная температура днём. Но иначе было нельзя.
О фильме можно сказать ещё много хорошего, ведь он действительно достоин похвалы. Безусловно, есть и поводы для критики. Они есть везде. Правда, когда мы говорим об отечественном кинематографе, то находим поводов для критики намного больше, чем когда говорим о зарубежном. В чём же дело? Зрители слишком придирчивы или наши съёмочные команды не вытягивают? Остаётся только гадать. Но лучше гадать, исходя из собственного опыта.