Гай Ричи снял два отличных боевика в начале своей карьеры. Они динамичные, там играет классная музыка. Следить за сюжетом интересно. При этом сценарии были написаны очень быстро. На проработку «Большого Куша» у режиссёра ушло всего три месяца. Чего не скажешь о других проектах. Следующий фильм «Револьвер» он писал целых три года. Каким вышло кино, и стоило ли оно таких усилий — сейчас будем разбираться.



Фильм начинается с появления огромного количества цитат на чёрном фоне.

«Величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать» — Юлий Цезарь.

Таких фраз будет ещё точно штуки четыре. Даже самый невнимательный зритель не забудет их. Этими мудростями его будут мучить на протяжении всего фильма. Сюжет пытается казаться сложным, но на деле довольно простой: несправедливо осуждённый Джейк Грин (его играет Джейсон Стетхем) выходит из тюрьмы и пытается отомстить бандитам. Во время операции у него случается приступ, и он падает с лестницы. В больнице герой приходит в себя. У него берут анализы, и он уезжает. После этого встречается с двумя бандитами, которые сообщают, что у него найдена тяжелая неизлечимая болезнь. Они предлагают помощь взамен на все имущество и обязательное участие в их авантюрах. Герой думает, что это развод, но соглашается. Понять мотивацию персонажа сложно. Зачем отдавать все, если тебе осталось жить несколько дней. Тем более, когда в предыдущей сцене нам показали, что у Грина уже есть помощник. Около дома его поджидал киллер, но Стетхем остался в живых. Ему помог загадочный спаситель, который оставил бумажку на крыльце. Во время выстрела Грин наклоняется за ней и убийца промахивается.

Эти события показаны в первой четверти фильма. Разобраться в том, что происходит на экране, трудно. Повествование ведётся очень отрывисто. Какие-то непонятные ребята приезжают в дорогое место. Играют в карты, болтают о какой-то ерунде. Зритель не знаком с героями, поэтому наблюдать за происходящем неинтересно. Много ненужных деталей замедляют динамику фильма. Причём любая мелочь подана максимально эпично. Мистер Грин в каждом диалоге кидает фразы в духе «Один бравый ковбой стал открывать рот, а со мной такие шутки не проходят». Кроме этого нам показывают рассуждения главного героя. Думает он такими же громкими и бессмысленными цитатами. Их хватит на целый паблик мудростей Джейсона Стетхема.

В тюрьме Грин заинтересовался шахматами. Он читал книги и переписывался с их помощью с соседом, который был лучшим игроком в городе. На протяжении всего фильма Стетхем будет играть с чернокожим бандитом и постоянно его обыгрывать. После очередного проигрыша грабителя бывший зек рассказал о манере своей игры. Противник должен думать, что он побеждает, съедая мелкие фигуры. Тот, кто ведёт партию, убеждает в этом оппонента. Под конец жертва начнет считать соперника неравным ей, хотя на самом деле она сомневается в себе. В этот момент ведущий делает решающий ход и побеждает. Об этой технике ему рассказал сосед в тюрьме.

Весь фильм представляет собой многослойную метафору на шахматную партию. События в фильме повторяют метод героя. Кто из персонажей играет роль жертвы не сразу становится понятно. Основной принцип шахматной стратегии — присмирить зверя. Когда человек получает то, что хочет, он успокаивается и становится более уязвимым. В этот момент ведущий игры нападает. Использует он этот приём, потому что знает силу противника, и это единственный способ самому не стать жертвой. Главный злодей думает, что ведёт игру, но в самом конце осознаёт поражение и пускает себе пулю в лоб. Чернокожий бандит оказывается тем самым лучшим игроком в городе из тюрьмы и обыгрывает Джейка Грина. Из-за обилия метафор кино выглядит высокоинтеллектуальным. Если зритель что-то упустил, то, скорее всего, он просто глупый и не способен понять глубокой задумки. Правда, кроме сравнения сюжета с партией в фильме ничего нет. Два бандита заставили украсть наркотики из хранилища. После непонятных передряг они возвращают их на место. Главная задача любого кино — рассказать интересную историю. Но не «Револьвера» — тут идея классная.

 

 

С технической стороны фильм выглядит очень круто. Радует, прежде всего, операторская работа. Кадры смотрятся красиво и дорого. Последняя драка происходит в маленькой квартире. Камера постоянно движется из одной комнаты в другую, словно проходит через стену. Для большей динамики кадр иногда поворачивается на 90 градусов. Режиссёр использует несколько интересных приёмов. Эпизод, когда в ресторане боссу докладывают о смерти одного из ребят, содержит как элементы рассказа, так и экранизацию событий. В момент выстрела в бандита у главаря появляется кровь на лице. Это связывает предыдущую боевую сцену и следующую. Есть и странные приемы. В середине фильма Гай Ричи зачем-то вставляет дешёвую мультипликацию. Если аниме-вставка из «Убить билла» вызывала споры, то кривая анимация в «Револьвере» никаких споров не вызывает: полная шляпа. Однако за всем этим нагромождением элементов узнается режиссерский почерк. В начале герой падает с лестницы. Был бы это чей-то другой фильм, Джейсон упал бы быстренько — и все. Но это же фильм Ричи. Поэтому Грин падает обязательно в слоу-мо. Этот приём режиссер даже в последнем «Аладдине» использовал.

Всю картину нас мучают нескончаемыми мудрыми мыслями главного героя. Оказывается, у Грина раздвоение личности. Вторая сущность всячески унижает первую, пока главная не берет над ней верх. Принцип здесь такой же как в шахматах. Однако для чего он так часто используется — абсолютно непонятно. Скорее всего, для пафоса. Когда этот сюжетный поворот раскрывается — зритель понимает, что украл этот бедолага наркотики у самого себя. Кроме этого в фильме есть намеки, что герой сошёл с ума и до сих пор сидит в тюрьме. Такого рода твист, когда все происходящее оказывается сном собаки, уже давно породил кучу анекдотов и мемов. Это обесценивает все прошлые действия героев, полностью убивает идею и используется только ради быстрого шока наивного зрителя. Хороший неожиданный поворот должен менять характер истории. В картине «Мы», у которой есть много недочетов, финал не только удивляет, но и дополняет главную идею. Раскрывать сюжет не буду, заинтересованные могут посмотреть и убедиться в этом сами.

Долгая работа над фильмом дала о себе знать. Он кажется вымученным. В нем нет задора, который был в прошлых фильмах. Ощущение, что бедный Гай Ричи сидел и голову ломал, что же такое снять. Возможно, что сам фильм — это тоже некоторого рода метафора на шахматную партию. Режиссер играет со зрителем и второй однозначно проигрывает.
 


Автор: Алексей Марков