Буквально на днях в прокат выходит третья часть франшизы о мире профессиональных убийц — «Джон Уик 3: Парабеллум». И вы, возможно, спросите меня: «Глеб, мы тут про искусство говорим, при чём тут какие-то боевики?» Так что сейчас я назову вам несколько причин, почему эта франшиза достойна вашего внимания.



Такого экшена вы ещё не видели

Раз уж мы говорим про экшен-фильм, начнем с главной его части — с действия. И поверьте, я тут совсем не преувеличиваю. Обычно вам показывают драки, перестрелки. Как правило перестрелка перерастает в драку, когда заканчиваются патроны. О-хо-хо, здесь всё совсем не так. На самом деле, такого не видел ещё никто, так что для описания боевых сцен авторы создали новый термин — gun-fu, который в принципе говорит сам за себя. Сразу бросается в глаза отличие от большинства боевиков — отсутствие зрелищных элементов вроде вертушек «а-ля Ван Дамм». Всё близко, компактно, эффективно и жестоко. При всей преувеличенности фильма, боевые сцены выглядят очень реалистично. И здесь дело не только в постановке, но и в съёмке, но она заслуживает отдельного пункта.

 

 

Он очень красивый

Ну тут, конечно играет роль всё художественное оформление: композиция, планы, текстуры и фактуры. Цвет — вообще отдельная история. Здесь его очень много. А обилие цвета, источников света, неона в сочетании с преобладающими фактурами стекла и металла рисуют потрясающий образ Нью-Йорка. Холодного и технического. Более того, цвет играет важную роль: часто можно заметить, как он отражает состояние героя.

 

 

Он необычно построен

Кстати, о герое, вспомните какой-нибудь боевик из недавних. Стремится к 100% вероятность, что вам с самого начала заявили, что перед вами настоящие крутые парни, которые при первом появлении делают что-то эпичное, спасая при этом пару человек. Я не говорю, что все такие, но большинство построено именно так. Но не «Джон Уик». Этот фильм вообще начинается как драма. Более того, когда перед режиссёром стояла задача в итоге показать, насколько перед зрителем крутой персонаж, он не решает её в лоб. Он показывает это через действия и диалоги других персонажей. Когда вдруг оказывается, что его все знают, что его боится даже главный злодей, растёт напряжение, саспенс, если хотите. И это работает гораздо лучше, чем экшен в лоб.

 

 

Монтаж имеет значение

Вернёмся ещё раз к тому, почему экшен в «Уике» так хорош. И для этого я снова предлагаю вам вспомнить какой-нибудь современный боевик. Трясущаяся камера, шесть склеек за две секунды, ничего не понятно, но, кажется, кто-то кого-то ударил. Но это не точно. Более того, при таком подходе как правило средствами съёмки и монтажа убирают собственно действие. Да, именно так. Вам покажут как «А» замахнулся на «Б», а потом в другом кадре, как «Б» сложился пополам от удара, которого на самом деле не было. А не было его, потому что монтажёр просто вырезал несколько кадров. Конечно, восприятие так работает, что парочка недостающих кадров незаметна, а чего не хватает, зритель додумает. Но это всё выглядит как какой-то обман.

«Джон Уик» же работает не так. Возьмём буквально любую сцену. Мы видим участников действия вместе в одном кадре. Более того, в одном же кадре мы видим действие и реакцию. Если кто-то кого-то бьёт, мы видим удар как есть, без склеек и трюков. И благодаря этому мы чувствуем силу удара. У зрителя не отнимают экшен, на который он пришёл. Есть даже один момент, который физически болезненно выглядит. (Крошечный спойлерочек без отношения к сюжету). Там Уик падает с высоты второго этажа на пол и приземляется плашмя на спину. Каждый, кто неудачно плюхался на спину, сбив дыхание, знает как это неприятно. И из-за того, как честно и без «магии кино» снят этот крошечный момент, он буквально отдаётся этим ощущением. Ты понимаешь, что герой явно не неуязвим, что это было больно. Это и называется честный экшен, который сейчас так редко встречается.

 

 

Захватывающий мир

Тут хочется сказать много чего, но это чревато спойлерами. Так что я просто обозначу, что там есть этот самый мир, он интересен, он захватывает и, и… сами всё увидите.

 

 

Подбор актёров

Ну и напоследок нельзя обойти стороной старый добрый каст, который заслуживает всяческих похвал. (На мой взгляд, ведь тут всё уже довольно индивидуально). Сам по себе Киану Ривз, во второй части вы увидите Лоуренса Фишборна (это их первая встреча на экране со времён «Матрицы»). Отличное исполнение, отличные персонажи, отличные диалоги.

 

 

Посмотрите «Джона Уика» сами, думаю вы согласитесь, что это хорошее кино.