В позднем периоде своего творчества великий постимпрессионист из Нидерландов Винсент ван Гог стремился изображать окружающие его пейзажи во всем многообразии красок. Наиболее ярко это отразилось в картинах, написанных в последние два года жизни, которые он провел на юге Франции.



При жизни ван Гог был далек от элиты европейского изобразительного искусства и сообщества вокруг нее. Полотна Винсента совсем не имели спроса, и лишь пара человек ценила самобытность картин живописца и его творческий гений. Одним был не перестававший верить в него ни на секунду брат Тео. Он старался оградить художника от житейских хлопот, чтобы тот мог концентрироваться исключительно на творчестве. Другой - Поль Гоген, коллега по цеху, человек иного темперамента и с другим подходом к процессу творчества, восторженно отмечал безусловный талант ван Гога.

Много ли выставок серьезных работ мастеров изобразительного искусства вы посетили в своей жизни? От какого количества увиденных картин пришли в восторг? Есть ли среди них такие, которые навсегда останутся в вашей памяти? Думаю, если вы имели возможность увидеть какое-либо полотно кисти ван Гога, то с уверенностью можете утвердительно ответить на крайний из этих вопросов. Во всяком случае, Джулиан Шнабель, режиссер фильма «На пороге вечности», говорит, что загорелся идеей передать ощущения Винсента и его взгляд на пейзажи в последние годы жизни как раз на выставке работ великого голландца в парижском музее д’Орсе.

Не премину отметить, что Джулиан сам рисует. Его картины выставляются на площадках по всему миру, свою художественную деятельность он начал за 20 лет до того, как решил попробовать себя в качестве режиссера. Интересно, что кинодебют Шнабеля – фильм «Баския» – 1996 года рассказывает о художнике-неоэкспрессионисте Жане-Мишеле Баскии, который был его другом и соратником Энди Уорхола, заметной фигуры в истории поп-арта. Поэтому вы должны быть готовы к тому, что своими мыслями об одном из величайших представителей ремесла будет делиться не дилетант, а признанный художник.

 

 

Известно, что судьба ван Гога была тяжелой. Он довольно поздно осознал себя мастером изобразительного искусства. Возможно, одной из причин была полная серости жизнь в Париже. Творческому полету Винсента недоставало высоты, поэтому он стоически принял материальную помощь брата и перебрался в Арль, на юг Франции.

Открытая перспектива пейзажей тихой провинции отразилась в творчестве последних годов его жизни. Сам художник замечал: «Всё это уже скрыто в моём естестве, мне нужно лишь выпустить это на волю». Надо сказать, что взгляды ван Гога раскрываются более натурально, если познакомиться с его письмами. Экспрессия, с которой он рассказывает близким людям о том, что рисует, способна пленить каждого, кто захочет ближе познакомиться с его творчеством.

Ван Гог не стесняется играть цветом, не стесняется дарить людям насыщение яркостью, как например в «Подсолнухах», или же в попытках передать граничащее с отчаянием состояние разума, как на «Автопортрете с перевязанным ухом и трубкой».

В фильме присутствует только душераздирающая сцена погони ван Гога за уезжающим в Париж Гогеном. Создатели не стали повторять достаточно известные, хотя и имеющие разные толкования факты о недолгом совместном, но полном конфликтов проживании двух художников, которое для Винсента обернулось неутешительным диагнозом. Доктор Рэй, лечащий врач живописца, сказал, что тот «никогда не был нормальным, но и нормальные люди не пишут картин».

Вследствие инцидента с попыткой голландца передать другу мочку собственного уха как символ обоюдной невозможности услышать друг друга ван Гога отправили в Сен-Поль-де-Мозоль, монастырь, переоборудованный в клинику для душевнобольных. Жители тихого городка не желают видеть и слышать столь буйного соседа и просят мэра Арля не допустить возвращения художника. Таким образом, Винсент проводит в восстановительном заведении год, за это время написав около 150 картин, а также несколько десятков акварельных рисунков.

 

 

В действительности, годы, проведенные на юге, в лечебнице и под присмотром доктора Гаше становятся самыми плодотворным периодом творческой деятельности голландского мастера.

Оцените масштаб: В Овер-сюр-Уаз (местечко под Парижем, где его наблюдал друг и лечащий врач Поль Гаше вплоть до кончины творца) ван Гог провёл 70 дней, то есть, десять недель. За этот короткий промежуток времени художнику удалось написать около семидесяти картин, более того – все они завершены.

И это по-настоящему впечатляет. Ведь, казалось бы, душевная болезнь должна пагубно сказаться на творческих и производительных способностях, а ван Гог, напротив, развивает свой уникальный стиль и увеличивает продуктивность. Экспрессия последних произведений вырывается за края полотен и погружает всех, кто смотрит на них, в настоящий восторг.

 

 

«Если вы слышите голос, который говорит вам, что вы не можете рисовать, - рисуйте во что бы то ни стало, и этот голос однажды замолчит»
© Винсент ван Гог

Столь эмоционального человека, каким был ван Гог, было предложено воплотить на экране Уиллему Дефо, одному из самых пластичных актёров современности, известному по фильмам «Человек-Паук», «Святые из Бундока» и т.д.

Абсолютное погружение в образ и желание как можно реалистичнее передать мироощущение художника-отшельника были замечены. В свои 63 года Дефо был в четвертый раз выдвинут на «Оскар». Но в отличие от его работ во «Взводе», «Тени Вампира» и «Проекте “Флорида”», в этом году он претендует на статуэтку за лучшую роль первого плана. Несмотря на солидный возраст, в фильме Уиллем убедительно перевоплощается в 35-37-летнего художника, становится не только первой скрипкой, а одинокой фигурой на огромной сцене. Его актерские способности помогают как нельзя лучше понять замысел Шнабеля – показать, как трагично и ярко видел жизнь гениальный Винсент.

Фигуры Оскара Айзека (Поль Гоген) и Руперта Френда (Тео ван Гог) призваны подчеркнуть, насколько ван Гог отличался от окружавших его людей. Но сценарий написан так, чтобы зритель не перегружался многослойностью никого, помимо ван Гога-старшего. А вот хорошо это или плохо - судить зрителям.

Кратким, но показательным примером может служить диалог настоятеля в Сен-Поль-де-Мозоль в исполнении Мадса Миккельсена и главного героя – попытка провести чёткую грань между взглядом на искусство обывателя и творца.

 

 

Невзирая на коммерческие неудачи при попытках продажи полотен при жизни живописца, всеобъемлющая уверенность самого ван Гога в будущей творческой ценности собственного наследия у него не дрогнула, в том числе в ней он черпал вдохновение.

Как и любое произведение, авторы которого ставят перед собой задачу нарисовать полотно жизни голландского живописца (в данном случае Шнабель), «На пороге вечности» основывается на сохранившихся письмах Винсента к брату и другим близким по духу людям. Жан-Клод Карьер – соавтор сценария – отметил, что это никак не байопик, а скорее попытка воссоздать малоизвестные эпизоды из жизни ван Гога:

«Мы попытались представить, что он слышал и о чем говорил, что укрылось от историков»

Ван Гог неумело заводил разговоры, но его письма о живом вокруг восхищали и восхищают людей, читавших хотя бы некоторые из них.

Вспоминается один из моментов ленты о жизни художника. Поздняя осень, поле…Винсент лежит на опустевшей от плодов людского труда земле… Потом он берет землю в ладони, погружает в неё лицо… Оно в грязи, но ван Гог счастлив как ребенок. Главным другом для художника была природа, которая его вдохновляла. По его словам, он лишь старался увековечить её бесконечную красоту, запечатлеть мазками кисти творение истинного гения.

Ван Гога не стало более века назад, но архив материалов, посвящённый его персоне, ежегодно пополняется. Хотя все написанное и сказанное о нем – не более чем попытка закрепить в рамках текста определенную точку зрения о художнике, который уже при жизни разговаривал с вечностью.