Трагикомедия французского режиссера Альбера Дюпонтеля о войне, жизни после нее и о тех, кто пытается на этом нажиться.

Война для одних — трагедия, для других — способ сколотить состояние. К сожалению, так случалось раньше, периодически случается и по сей день. Если людям у власти необходимо решить конфликт с такими же власть имущими, а дипломатического таланта не хватает, то в ход идет пушечное мясо и банальная тактика «кто сильнее». Более расчетливые действуют вовсе не в государственных, а в своих собственных интересах, обрекая при этом на гибель или страдания дней невинных людей. Об этой человеческой трагедии фильм режиссера Альбера Дюпонтеля «До свидания там, наверху».



Фильм снят по одноименному роману Пьера Леметра. Он весьма многогранен в спектре затрагиваемых проблем. Действие происходит в последние дни Первой мировой войны. Лейтенант Прадель, циник и негодяй, ни во что не ставящий человеческую жизнь, решил подзаработать на гробах для перезахоронения погибших в сражениях. Он отправляет в бессмысленную бойню двух рядовых - талантливого художника из богатой семьи Эдуара и бывшего бухгалтера Альбера. Последний в самом деле бы погиб, но, благодаря Эдуару, остался жив: товарищ спас его, вытащив из земляной воронки и не дав задохнуться. Но самому спасителю повезло меньше: он получил тяжелое ранение лица. И герой просит «убить» его во всех документах, потому что изуродованным домой он возвращаться не желает. Это является завязкой сюжета.

Далее герои задумывают аферу: художник рисует эскизы памятников бойцам, погибшим на войне, они распространяют эти эскизы в каталогах и получают деньги за несуществующие надгробия. И в этом заключается один из конфликтов фильма. Ведь такие как Прадель, имея все, пытаются нажиться на войне, а несчастные солдаты, потерявшие даже то немногое, что у них было, пытаются хоть как-то возместить потери, на которые их обрекли сильные мира сего. На них пытались заработать, так почему же они, имеющие непосредственное отношение к войне, не могут себе позволить того же?

 

 

В фильме есть еще одна проблема: после войны солдаты становятся потерянными для мирной жизни, для социума. Им трудно устроиться на хорошо оплачиваемую работу, потому что потеряны навыки мирной жизни, им приходится заново адаптироваться к обществу.

 

 

Еще одна сторона картины демонстрирует, как объединяет и сплачивает война тех, кто много из-за нее потерял. Это фильм о «живых трупах», чьи души убиты «бессмысленной и беспощадной» войной. Нужно понимать, что с войны люди не возвращаются полноценными, даже в том случае, если они не получили тяжких ранений.

 

Что касается игры актеров, то она по-настоящему впечатляет, а прекрасные декорации воссоздают реальную атмосферу Франции начала ХХ века. И поэтому неудивительно, что в 2018 году фильм был номинирован в тринадцати категориях на получение французской национальной премии «Сезар». Он получил пять наград, в числе которых — за лучшую режиссерскую работу. Картина отличается от многих фильмов о войне, снятых по единому шаблону. Она достойна внимания тех, кто хочет понять немного больше о том, кто и зачем «дергает за ниточки». Artifex рекомендует!
 


Автор: Елизавета Уткина