Крупнейший представитель видеоарта Дуглас Гордон (Douglas Gordon) выворачивает наизнанку традиционное представление зрителя о реальности. Видеохудожник играет со смыслами, временем и пространством, используя принцип повторяемости. Большинство его произведений посвящены проблеме памяти.

Создавая новый шедевр, Гордон берет различные фото- и видеоматериалы и использует их в качестве основы для постановочных видео. Как правило, в своих инсталляциях он задействует несколько специальных мониторов вкупе с особой «фишкой»— игрой со временем.

Этот авторский прием с успехом применен в одной из самых известных инсталляций Дугласа 24 Hours Psycho, которая представляет собой проекцию фильма Альфреда Хичкока «Психо», замедленного в несколько раз и лишённого звука. Работа не случайно получила такое название: ее длительность составляла ровно 24 часа.



Родился Дуглас Гордон в 1966 году в Глазго. Мальчик был старшим из четырёх детей в семье и воспитывался в строгости. Его мать, свидетельница Иеговы, регулярно брала сына на проповеди, а отец, «воплощение всех пороков», им практически не занимался. И эти религиозные противоречия со стороны родителей впоследствии нашли отражение в творчестве художника.

Начальное образование Гордон получил в Академии Дамбартон, где проучился с 1978 по 1983 год. Искусством он увлёкся еще подростком: зарисовывал чучела птиц и писал натюрморты с подгнившими овощами. Дуглас мечтал о карьере архитектора или писателя, но учитель английского языка, заметив его способности к рисованию, посоветовал поступать в художественную школу, а не университет.

В 1985 году юноша поступил в Школу искусств Глазго (Glasgow School of Art) на кафедру искусства энвайронмента и спустя три года окончил это учебное заведение со степенью бакалавра.

Первая персональная выставка Дугласа состоялась еще в его бытность студентом, в 1986 году. Затем последовали необычные проекты по составлению списков. Так, например, один из них называется «Список имен», в котором Гордон постарался перечислить абсолютно всех людей, которых встречал когда-либо в своей жизни. На сегодняшний день этот перечень хранится в Музее искусств модерн-ла-виль де Пари (Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris).

Известность пришла к художнику в середине 90-х годов. В то время арт-дилеры, кураторы, критики и владельцы галерей стали всерьёз интересоваться этим направлением искусства, а цифровая революция сделала его особенно популярным и востребованным.

1996 год ознаменовался для художника присуждением ему самой престижной и в то же время самой спорной британской награды в области современного искусства — знаменитой премии Тернера. Гордон получил ее за свою видеоинсталляцию «Исповедь грешника в своё оправдание» и стал первым в истории мастером, работающим в жанре видеоарта, который удостоился данного приза. Такой успех однозначно свидетельствовал об окончательном признании видеоискусства в его уникальном исполнении.

В 1997 году видеохудожнику выпала особая честь — он представлял Великобританию на Венецианской биеннале, где получил специальный приз Premio 2000.

Признание – очень хорошая мотивация для творчества. И новые работы не заставили себя ждать. В 1999 году появилась инсталляция «Сквозь стекло / Through a Looking Glass», которая представляла собой переработанную сцену из фильма Мартина Скорсезе «Таксист». Для показа был выбран знаменитый монолог главного героя в исполнении Роберта де Ниро («You talkin’ to me?»). Гордон использует фильм в качестве готового медиа, из которого извлекает фрагменты и образы, осевшие в коллективной памяти, а затем подвергает их тщательному анализу, «препарирует», как опытный хирург, трансформирует. Изображение проецируется на два экрана, расположенных на противоположных стенах. При этом на одном из них оно перевёрнуто слева направо, будто отражается в зеркале. Отрывки начинаются одновременно, но очень скоро синхронность нарушается. В оригинальной сцене Трэвис Бикл инсценирует перед зеркалом перепалку с воображаемым противником, и может показаться, что персонаж и в самом деле обращается к самому себе. Зритель же, оказавшись между двумя экранами, становится невольной «жертвой» его паранойи.

Еще одна значимая работа 1999 года — Feature Film. На видео известный композитор Джеймс Конлон исполняет саундтрек Бернарда Херрманна к фильму Хичкока «Головокружение». В одном из интервью Дуглас Гордон говорил, что эта музыка могла бы стать музыкальным сопровождением его собственной жизни.


На смену эпохе 90-х пришли нулевые. Завоевание целого ряда престижных наград позволило Гордону с завидной частотой устраивать персональные выставки в крупнейших мировых музеях, включая такие как британский «Тейт», нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) и немецкий «Гуггенхайм Берлин».

В 2002 году Гордон создал цикл под названием «Слепые звёзды / Blind Stars». Это серия фотографий голливудских актеров середины XX века с вырезанными глазами, которые заменены белыми или черными зеркалами. Так, внося минимальные изменения в исходный материал, художник заставляет зрителей по-новому взглянуть на «иконы» успеха и популярности и переосмыслить статус эталонов современности.

 

Впоследствии Гордон неоднократно возвращался к удачно найденному приёму, несколько изменяя его. Например, в серии портретов Джеймса Дина он не только вырезал глаза актера, но и опалил его лицо. Названная «Автопортреты твои + мои» (Self-Portraits of You + Me), эта серия была отобрана для первой персональной выставки художника в галерее Ларри Гагосяна в Лондоне. Как-то в одном из интервью газете Independent мастер признался, что, работая над одним из портретов, он чуть было не устроил пожар в галерее.

Новый виток в творчестве Гордона ознаменовался полнометражным фильмом «Зидан: портрет 21 века» (Zidane, A 21st Century Portrait), который в 2006 году был вне конкурса представлен на Каннском кинофестивале. Это была совместная работа с режиссёром Филиппом Паррено. Съёмка велась с 17 камер на футбольном поле стадиона во время матча между командами «Реал» и «Вильяреал».



Идея создания фильма родилась под впечатлением от авангардистской ленты Хельмута Костарда «Футбол как никогда прежде» (Football as Never Before, 1970), посвящённой легендарному ирландскому футболисту Джорджу Бесту. Целью Гордона и Паррено было создание «живого» психологического портрета. Оба автора отмечали, что те, кто видят в «Зидане…» документальный фильм, глубоко заблуждаются. Галерейная версия работы была впоследствии приобретена Шотландской национальной галереей современного искусства.

В 2008 году Дуглас Гордон получил премию Росвиты Хафтманн (Roswitha Haftmann) — наивысшую европейскую награду, присуждаемую за вклад в области визуальных искусств. В том же году видеохудожник вошёл в состав жюри на 65-м Венецианском международном кинофестивале.

Художник-инсталлятор, режиссер, фотограф, видеограф, Гордон по праву признан одним из самых талантливых и влиятельных мастеров своего поколения. Анализ его работ свидетельствует, что он обращается к фундаментальным структурам восприятия, а используя эффекты зеркала и антитезы дает возможность каждому зрителю создать свою неповторимую арт-исторю.
 


Автор: Елизавета Строева