Негодяй, романтик и верный товарищ – Жан-Поль Бельмондо. Вспоминаем ушедшую звезду французского кинематографа
80 фильмов, 30 спектаклей, премии «Сезар» и «Почетная Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Очаровывающая улыбка, смеющиеся глаза и безупречный юмор. Тот, кого во Франции ласково называли «Бебель». И негодяй, и романтик, и хвастливый щегол, и верный товарищ. Всегда готовый веселить и веселиться. Актер, который может непринужденно цитировать Шекспира после опасного трюка. Харизматичный герой и любимец публики Жан-Поль Бельмондо.
Кто не любит Бебеля?
Жан-Поль Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) — звезда и легенда французского кинематографа. Это образ и стиль, которые стали узнаваемыми далеко за пределами Франции. Он не был красавцев, как его современник Ален Делон, но он стал настоящим любимцем нации благодаря своей харизме и очаровании. Как говорят во Франции: «кто же не любит Бебеля?»
Жан-Поль появился на свет 9 апреля 1933 года в пригороде Парижа в семье известного скульптора Поля Бельмондо и художницы Мадлен Рейно-Ришар. В школьные годы Жан-Поль увлекался спортом и всерьез задумывался о карьере в боксе. Будущий актер даже провел 9 профессиональных боев, в которых одержал 4 победы. В 16 лет Жан-Поль начал брать уроки актерского мастерства, чтобы по окончанию школы поступить Консерваторию драматического искусства в Париже. После нескольких неудачных попыток поступления он все-таки успешно прошел все этапы отбора в 1952 году. Один из профессоров консерватории настолько не верил в успех Жан-Поля, что предрекал ему незаметную карьеру актера второго плана. В шутку или серьезно, но профессор заявил, что с таким лицом у Жан-Поля нет шанса на успех у женщин, и вообще его образ не вызывает доверия.
Покинув консерваторию еще до получения диплома, Жан-Поль решил искать счастье на театральных сценах Парижа. И в 1953 году случился его актерских дебют в пьесах «Медея» (Médée) и «Замора» (Zamore). Премьера в кино состоялась в 1958 году в фильме Sois belle et tais toi («Будь красивой и молчи»), где Жан-Поль сыграл небольшую роль вместе с Ален Делоном. В том же году он был мобилизован и уехал в Алжир.
Знакомство с Годаром и первые успехи
Еще до призыва на военную службу Жан-Поль знакомится с режиссером Жан-Люком Годаром, с которым начнется его путь к лаврам французской кинокультуры. Жан-Люк Годар — в то время редактор журнала Cahiers du Cinema («Записи о кино») — пишет положительные статьи о молодом актере и впоследствии предлагает Жан-Полю сняться в короткометражном фильме Годара Charlotte et son jules («Шарлотта и ее любовники»). Так начинается сотрудничество и дружба двух культовых личностей в истории французского кинематографа.
Вернувшись с военной службы, Жан-Поль Бельмондо оказывается в круговороте нового направления французского кино Nouvelle vague (Французская новая волна), представителями которого были молодые режиссеры, ранее работавшие критиками и редакторами в журналах и отрицавшие приоритет коммерческого успеха при создании фильмов. Одним из основоположников Nouvelle vague был Жан-Люк Годар. А Жан-Поль Бельмондо стал ключевым актером нового течения французского кинематографа. Как результат, за один только 1960 год Жан-Поль снялся в 34 фильмах, и диапазон его ролей был максимально разнообразен.
À bout de souffle («На последнем дыхании») для творческого тандема Жан-Поля и Жан-Люка стал первым успешным фильмом, получившим восторженные отклики от критиков и зрителей. Роль авантюриста и негодяя Мишеля Пуакара становится первым запоминающимся образом молодого актера для французской публики. Таким образом, 1960 год становится триумфальным для Бельмондо. Он находится в авангарде модного французского кинематографа, и каждый следующий фильм становится популярным и кассово успешным. В течение 60-х годов Жан-Поль Бельмондо снимался во многих успешных проектах: Cartouche («Картуш») (1962), l’Aîné des Ferchaux («Старший Фершо») (1963) и L’homme de Rio («Человек из Рио») (1964). А также съемки вместе с Софи Лорен в военной драме La Ciociara («Чочара») (1961), за которую актриса получила премию Оскар.
Новая волна
Успешное начало карьеры актера совпало со всплеском популярности Новой волны как новой идеологии французского кино. Молодые режиссеры с революционными идеями снимали фильмы-манифесты, в которых пытались уйти от устоявшихся тривиальных форм кинематографа. Актеры и режиссеры того времени создавали новое восприятие и новую эстетику кино. Получилось так, что не каждый актер мог вписаться в рамки требований режиссеров Новой волны. Актеры должны были играть без четко прописанного сценария, без монтажных склеек и других формализмов классического кино. И Жан-Поль Бельмондо стал новым типом актерской игры. Он умел непревзойденно создавать образ персонажа на экране, а не пытался лишь вписаться в сценарно прописанный образ.
Импровизация и харизма сделали Жан-Поля одним из самых востребованных актеров для французского кино второй половины 20 века. Собственно, натуральная способность Бельмондо быть настоящим на экране в любом из образов позволяла зрителю ассоциировать себя с актером во время просмотра фильма. Так он и стал для всех другом и товарищем, которого ласково называют Бебель.
В дальнейшей карьере в 1970-1980-х годах Жан-Поль Бельмондо и фильмы с его участием подвергаются критике за их одинаковость и копирование образов. Всегда авантюрный герой, красивые девушки вокруг, автомобильные погони и опасные трюки. В то время фильму для кассового успеха достаточно было афиши с лицом всеми любимого и популярного актера. 1980-х годы справедливо считать пиком карьеры Бельмондо. Фильмы с его участием Le Professionnel («Профессионал») (1981), L’As des as («Ас из асов») (1982) и Le marginal («Вне закона») (1983) имеют многомиллионный тираж.
Возможно, желая снова обрести свою актерское «Я» и участвовать в авторских проектах, Жан-Поль Бельмондо возвращается на театральную сцену. Он участвует в постановке спектаклей по Александру Дюма и Жан-Полю Сартру, а также играет роль Сирано де Бержерака в одноименном спектакле. Сам Жан-Поль признавался, что для него снова играть в театре — возвращение к его истинному актерскому призванию. И следует сказать, что спектакли с участием Бельмондо имели также огромный успех. С 1985 года Бельмондо практически полностью посвятил себя театру, и даже продал свою продюсерскую компанию Cerito Films, и приобрел Théâtre des Variétés, в котором стал руководителем.
Пост-театральное возвращение в кино для Бельмондо не было триумфальным. Фильм Les misérables («Отверженные»), вышедший в 1995 году, является, вероятно, единственным более-менее успешным фильмом для актера в тот период. Но несмотря на оставшийся позади актерский успех, Жан-Поль Бельмондо оставался одним из любимейших артистов Франции.
Жан-Поль Бельмондо снискал часть своей славы и на экранах СССР. Конечно, в основном это были те самые однотипные фильмы-копии 1970-80-х годов. Для советского зрителя Бельмондо был, скорее, не актером-реформатором Новой волны французского кинематографа, а обаятельным и харизматичным образом с экрана. Комиссар Боровиц, разгоняющий свой спортивный автомобиль, детектив по прозвищу Охотник и бесстрашный агент Бомон из «Профессионала» — это были диковинные героические образы а-ля «бондиана» для неискушенного советского зрителя.
Жан-Поль Бельмондо завершил актерскую карьеру в 2015 году. 6 сентября 2021 года актер скончался на 89-м году жизни. Президент Франции Эммануэль Макрон во время прощальной церемонии назвал Бельмондо достоянием нации. В последний путь актера провожали под Марсельезу и музыку Эннио Морриконе из фильма «Профессионал».
Автор: Павел Новиков