Фильм Жана-Пьера Жёне Деликатесы (Delicatessen), также известный под названием «Мясная лавка», вышел во Франции в 1991 году. К сегодняшнему дню картина уже «в возрасте», но число завоеванных ею наград впечатляет. Самое удивительное, что от нее абсолютно не веет стариной при просмотре, не возникает желания от скуки десять раз заварить себе чай. Кино достаточно динамичное и незатянутое.

Итак, «Деликатесы» - комедийная (смех сквозь слезы) история одного жилого дома. Ветхого, полуразвалившегося. На первом его этаже расположилась мясная лавка, владелец которой каждый день упаковывает в бумагу мясо и продает людям… людей. Получается так, что жильцы дома, уже тесно знакомые друг с другом, постепенно поедают своих соседей. Нет, делают они это, конечно, не из удовольствия и пристрастия к человечине. Это – вынужденная мера, ведь еды практически нет ни у кого. Расплачиваются с лавочником тоже едой – пакетиками гороха или какой-нибудь крупы. Однажды в дом въезжает новый жилец – артист, а именно - клоун. С этого-то и начинается картина.



На самом деле, когда до зрителя доходит, что в фильме к чему, он широко распахивает глаза от шока. С таким выражением лица можно просидеть на протяжении всей картины. Потому что происходящее, и правда, очень удивительно для полноценного члена социума. Вы ведь не едите каждый день людей, верно? Нужно, однако, отметить, что «Деликатесы» - довольно забавная картина. Юмор в комедии остроумный, и в некоторых моментах действительно смешно (хотя ситуация не из веселых), многие юмористические ходы обыграны именно искусством, например, любопытна такая режиссерская задумка: абсолютно разнородные звуки по всему дому сливаются в одну музыкальную композицию, дополняя друг друга. Это символизирует единение жильцов дома, они одинаковы и синхронны в своем сумасшествии.

Каждый зритель, конечно, в праве трактовать фильм по-своему, потому что это как раз тот случай, где восприятие субъективно. Но тем не менее одна из ключевых и очевидных идей здесь — созидательная сила искусства, та магия, которой оно обладает и как благотворно влияет на уже практически окончательно загнившие души.

 

 

Обстоятельства, за которыми наблюдает зритель, поистине ужасающие. На каком-то этапе просмотра вся эта печальная картина даже стала напоминать горьковскую пьесу «На дне». Клоун - образец доброты и милосердия - здесь подобен Луке, он не поддается этому разлагающему душу влиянию всеобщего неблагополучия, пытается спасти хоть кого-то. Сила искусства борется с обреченностью существования несчастных людей, которые стали больше походить на самых диких зверей.

В «Деликатесах» определенно есть, над чем подумать! Artifex рекомендует! Но предупреждает, что зрелище не для слабонервных.
 


Автор: Елизавета Уткина