Жан-Пьер Жёне (Jean-Pierre Jeunet) – французский кинорежиссер и сценарист, обладатель премии «Оскар». Он создал комедийную мелодраму «Амели», которая полюбилась зрителям всего мира и, по версии журнала Empire, заняла второе место в списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке».

 

 

Жан-Пьер Жёне – самородок. Французский кинематограф немыслим без этого режиссера. За всю свою карьеру он не снял ни одной «провальной» картины. Родился этот выдающийся человек 3 сентября 1953 года в Роанне (Франция). Профессионального образования, связанного со своей деятельностью, он не получил. В 17 лет работал в почтовом отделении, что позволило ему накопить денег на свою первую камеру. Азы мастерства Жёне постигал в анимационной студии Cinémation, там же снял и свои первые короткометражки.

В 1974 году на фестивале анимационных фильмов произошла его судьбоносная встреча с Марком Каро, которая вскоре принесла творческие плоды. Первыми среди них были короткометражные фильмы «Побег» (L’Evasion, 1978) и «Манеж» (Le Manege, 1979). После выхода на экраны 26-минутного фильма Жёне и Каро «Бункер последнего выстрела» (Le Bunker de la derniere refale, 1981), где они полностью заменили собой съемочную команду, мир кино навострил уши в сторону этих талантов.

 

 

Их первая полнометражная работа «Деликатесы» (Delicatessen,1991) – экспрессивная и абстрактная история о каннибалах, выстрелила она пусть и не совсем метко, но весьма удачно. Эта картина собрала призы за лучший режиссерский дебют, лучший сценарий, монтаж и оформление фильма на французской национальной кинопремии «Сезар».

Интересный факт о идеи создания «Деликатесов».

Жан-Пьер Жёне: «У меня была квартира. Прямо под моей спальней находилась лавка мясника. Каждое утро в семь часов раздавался стук топора, и моя девушка как-то сказала мне: «Пора переезжать. Они режут наших соседей, и через неделю придет наша очередь». Я подумал: «Вот! Отличная идея!»

Не останавливаясь на достигнутом, Жёне и Каро в скором времени взялись за проект, томившийся в их головах уже десять лет. Фильм «Город потерянных детей» немного мрачноватый и сложный для юного возраста, но авторы утверждали, что это не имеет большого значения и их работа не менее жизнеутверждающая, чем «Бэмби» или «Пиноккио». Чтобы воплотить в жизнь эту картину, французским мастером Питофом были разработаны новые компьютерные программы для создания спецэффектов.

 

 

Марк Каро о фильме: «После «Города потерянных детей» я боялся встретить на улице детвору, которую лишил веры в Санта-Клауса…»

Вскоре после этой недетской сказки Жёне пригласили в Голливуд для создания заключительной части трилогии фантастического триллера «Чужой: Воскрешение».

Жан-Пьер Жёне: «Они хотели нового «Чужого» и наняли меня, чтобы я принёс свои собственные идеи, и они согласились на всё. …в то время для меня это был невероятный шанс – сделать фильм в Голливуде. Я не мог сказать «нет»»

Приглашенного режиссера никто не ограничивал в действиях и полете фантазии – он даже привез с родины оператора и двух своих любимых актеров. Но вот бюджет ему урезали, из-за чего несколько ключевых сцен в картину не попали. После выхода фильма, которой соответствовал всем Голливудским традициям, Жёне вернулся во Францию и начал работу над новым и самым культовым своим проектом.

 

 

«Амели» – мелодрама, которая заставила весь мир полюбить французский кинематограф. Этот фильм взял огромные сборы, получил пять премий «Оскар», премию BAFTA, две премии Британской киноакадемии и четыре награды «Сезар». В каком-то смысле «Амели» – это сборная солянка из пережитого самим режиссером. Возможно, именно поэтому картина и вышла такой человечной.

Жан-Пьер Жёне: «Я думаю, что у меня что-то вроде дара – замечать маленькие сюжетики, анекдотики. Я их запоминаю, заношу в свой компьютер. «Амели» появилась именно из этой привычки – туда вошли истории, собранные за 20-30 лет!»

После ошеломительного успеха фильма у режиссера навсегда пропала проблема поиска денег на свои новые проекты. Поэтому воплощение мира фантазий в мир реальный в последующих картинах не встречало острых денежных преград.

«Долгая помолвка» – прекрасный фильм, снятый по одноименному роману Себастьяна Жапризо. Жёне привлек в эту работу своих любимых актеров Одри Тоту, Доминика Пиньона и американскую известную актрису Джоди Фостер. Фильм был представлен на «Оскар» в номинациях «Лучшая операторская работа» и «Лучшая работа художника». Так же лента стала пятикратным лауреатом премии «Сезар» и ряда других наград.

В свое время Жёне предлагали снять пятую часть знаменитого «Гарри Поттера». Его ответ был отрицательным, так как режиссер любит, когда есть простор для фантазии. Но все же интересно, что из этого могло бы выйти.

Комментарий Жан-Пьера Жёне на эту тему: «В «Гарри Поттере» не было бы никакой свободы: команда собрана, декорации, история – всё готово. Это как-то расхолаживает»

 

 

«Невероятное путешествие мистера Спивета» (L’Extravagant voyage du jeune et prodigieux T.S. Spivet) – англоязычный фильм 2013 года. Он был создан совместно тремя странами – Францией, США и Канадой. Основой идеи стал роман Райфа Ларсена «Избранные произведения Т.С. Спивета». Это первый фильм Жёне в 3D-формате. В нем замечательный актерский состав, в главных ролях снялись Хелена Бонем Картер, Кайл Кэтлетт, Джуди Дэвис и Каллум Кит Ренни.

Картины Жёне всегда необычны, они будят фантазию и привлекают зрителя своей уникальной подачей. Не все его работы одобрены рядовым зрителем, но критики всегда отмечали этого режиссера в независимости от результата прокатов. Этот уникальный человек, который навсегда останется в душе ребенком. Съемки для него игра:

«Кино для меня – игрушка. Люблю мастерить руками. Орсон Уэллс сравнивал кино с игрушечным поездом, когда снимал «Гражданина Кейна», а я сравню его с механической игрушкой в коробочке. Внутри коробочки – костюмы, актеры, декорации, музыка, диалог. Надо их только достать – и получится фильм!»

Жёне создает свой волшебный мир и преподносит его нам, оборачивая в кинопленку как в подарочную бумагу.
 


Автор: Дарья Пономарева