В последние несколько лет демонстрируется просто небывалый всплеск интереса киноиндустрии Запада к русской истории. Многие его плоды, в частности, сериальные, вы, скорее всего, видели. Но даже учитывая их профессиональное исполнение и исключительно художественный посыл, некоторых наших соотечественников смущает присутствие американцев в русской прачечной. «Зачем это все нашему историческому врагу?»
И их можно понять. Запад действительно в своих киноопусах показывает Россию страной с варварскими порядками, однако отнюдь не с русофобскими целями, как то было раньше. Что за многие века научились делать Европа и Америка, так это пиариться. В частности, грамотно продвигать свои идеи. В данной статье я хочу по трем особо громким примерам попытаться объяснить сауронское око Запада на нашем прошлом. Рассмотрим мы сериалы «Великая», «Чернобыль» и фильм «Смерть Сталина».
Заранее оговорюсь, я буду рассматривать произведения исключительно с точки зрения русской истории, намеренно игнорируя все остальные мотивы, безусловно присутствующие в оных. Также ни в коем случае не рассматривайте прочитанные мысли как конспирологическую теорию. Относитесь к ним, как к интересному взгляду на тему.
Итак, мы попадаем вместе с наивной Екатериной, пока не Великой, в Мазер Рашу. А здесь все довольно печально: император на страну клал, женщины не умеют читать, ведь находящаяся выше груди часть тела ни у кого не вызывает интереса, утром воняет перегаром, вечером – непереваренным ужином. Причем общая карикатурность, довершенная домашним медведем, сразу заявляет жанр пошленькой комедии del russo. Причем не только в смысле «вульгарной». По первым трем сериям можно учебники писать: «как максимально безвкусно показать безнадегу главной героини», «какой картон выбрать для заявления главного злодея» и «как раскрыть его нежную душу, чтобы не порвать натянутые уши».
Хотя желание получить историческую точность должно пропасть после приписки «an occasionally true story», кажется, мало кто обратил на нее внимание. Не простили люди родословное приближение Петра III к Петру Великому. «Почему сын, если внук?!» Знают только сценаристы, не буду никого оправдывать.
Половина юмора строится на русских словах и известных личностях. Поэтому шпица тут зовут blynyu, наравне с графом Орловым рядом с нами появятся граф Горький, граф Брежнев и граф Раскольников, а лечить всех будет доктор Чехов. Юмор спорный, но достойный ли ярости? Точно так же, как и чернокожий граф Ростов, ух, сколько гнева вызвало коренное чернокожее и латиноамериканское население России в «Великой». Непонятно, как можно не разглядеть здесь иронию. Посмотрите хотя бы на первое появление графа Ростова во второй серии – они до последнего скрывают цвет его кожи. Однако, если и вправду сценаристы руководствовались захватнической логикой: «Вот сейчас мы запульнем им пару афроамериканцев в провинцию. Сыграем на стереотипах, как на балалайке», тогда оскорбляться еще бессмысленнее. Вы будете злиться на ребенка, который, показывая на вас пальцем, говорит «дулак»?
Многие критики не пошли дальше симбиоза России и западной толерантности. А ведь присмотритесь – какие здесь приятные персонажи! Насколько обаятельным получился Петр III в исполнении Николаса Холта, при всей его гнусности, он просто душка! Даже ретроградный патриарх Арчи, похожий на черную сухую палку в колесе прогресса, по-своему симпатичен. Какой простор для харизмы Адама Годли!
Да ведь и Екатерина Великая, исполненная Эль Фаннинг, при всей изначальной наивности желает России добра. Хотя все вокруг указывает на тщетность попыток зародить в промерзшей почве семена любви и уважения к человеческой жизни, даже Вольтер говорит: «Катя, пошли в другой сериал», она все равно стоит на своем – Россия будет великой и свободной! То есть, тоже не на что обижаться.
«Чернобыль», безусловно, работает тоньше, хотя неведомым образом сумел кому-то нанести обиду. Посмотрите хотя бы на кастинг. Джаред Харрис (Валерий Легасов), Стеллан Скарсгард (Борис Щербина) и Эмили Уотсон (Ульяна Хамюк) показаны потертыми жизнью, с внешностью далекой от глянцевой красоты, однако они асы в своих профессиях, в их характерах высокие порывы перемешиваются с низкими и, как следствие, личности героев вызывают интерес. Во многом с ними связывается успех проекта. Ты видишь на экране ученых, политиков, а не хлыщей-актеров, что после дубля пойдут в гримвагене пить смузи.
Неясно, в какой из подводных шахт сериала некоторые критики откопали русофобские мотивы. Зато легко привести опровержение. В школе мы касались темы взрыва на чернобыльской АЭС. Подана она была сухо, по фабуле, ни один из учителей ни разу не упомянул, к примеру, трех аквалангистов, спасших весь европейский полуостров. Рядовой человек узнал о подвиге своих соотечественников из американского сериала. Иронично.
Почему документальную точность в сериале ставят выше правды человеческой? И чрезмерно густой дым, и голые шахтеры поданы лишь усилением драматического напряжения. Все заметили изображение некомпетентного советского правительства с его вопиющей халатностью на поле катастрофы, но по какой-то причине не обращают внимание на очевидное – последствия взрыва исправляют те же советские люди! «Чернобыль» всех, от Легасова до парней с лопатами на реакторе, показывает героями. Они жертвуют жизнями во имя желания правительства покрасоваться перед соседями.
Что объединяет «Чернобыль» с «Великой»? В обоих сериалах присутствует образ положительного героя с желанием лучшего грядущего своей стране, этакого Данко, освещающего путь своим сердцем. А также – образ тирана, всячески мешающего протагонисту. Причем и там, и там, помехой становится не столько злоба антагониста, сколько устаревшие взгляды на жизнь. Радикальная церковь мешает ввести в Россию искусство с наукой, а экономия на безопасности, приправленная русским «авось», приводит к глобальной экологической катастрофе. Пьющий или вульгарный народ лишь следствие данной проблемы. Арена требует революционера, его роль отводится главным героям – Екатерине и Легасову. Их цель – спасти народ, вывести из темного царства на свет.
Идея кристаллизуется в «Смерти Сталина». Посмотрите, фильм начинается не с демонстрации кремлевского закулисья. Первые кадры показывают нам советских людей, причем не абы где, а в консерватории. Но они жертва абсурдных прихотей самодура. Нет ни одного защищенного человека. Дальше сюжет уводит нас в те самые кремлевские закулисья, однако подсознательно зритель проецирует шапито сталинского кружка на людей из первой сцены. В своем желании выжить среди не поддающемуся сознанию бреда советский народ становится как бы отдельным персонажем. А это, друзья, уже пушкинские мотивы! Вспомните «Бориса Годунова».
Итак, мы подходим к выводу. Грубо говоря, посыл западного кино в работе с нашей историей можно трактовать так: «Русские, в целом, неплохие ребята. У них есть свои странности, но они отнюдь не потерянные. С русскими вполне можно дружить. Вот только управляют ими ретроградные тираны и узурпаторы, не дающие народу выйти из болота устаревших идей». Лишь некий оттенок снисхождения в отдельных местах приводит к патриотическому неприятию. Если мы забудем о художественности.
Здесь хочется внезапно повернуться на 180 градусов и задать вопрос – а действительно ли в той же «Великой» или «Чернобыле» сатира не имеет корней? В нашем государстве до сих пор после фразы «женщины – полноправные люди» часто ставят не точку, а знак вопроса. Здесь после Чемпионата мира 2018 года президент в Новый год говорит нации: «у нас с вами друзей нет и никогда не было». Линия Арчи так вообще одна большая актуалочка. Меняет представление о сериалах?
Но оставим Европу и Америку в покое. Этика — не Уголовный кодекс. У меня есть вопрос к нашим киноделам – а если вместо надувания губ сделать ответку? Почему бы не выпустить сериал про создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера, показать одержимость мечтой страстного ученого, его ужас от реальности и отчаянную попытку не дать злобным янки сбросить творение на Хиросиму и Нагасаки? Или фильм про попавшего в плен солдата Джона во время военных конфликтов США и Ливии времен Муамара Каддафи, рассказать историю его постепенной симпатии к справедливому мудрому лидеру и разочарования в военных лозунгах своей родины. Продолжать можно долго. Вы не только красиво заявите о не лыком шитых русских, так еще и денег заработаете.
Неизвестно, ждет ли нас в будущем дуэль фильмами, хотя информационная борьба на почве истории выглядит возбуждающе. Одно могу сказать точно – пусть бесятся те, на кого критика направлена. Смотрите хорошее кино, учите языки, не ищите надуманных поводов для злобы и агрессии.