Сколько раз уже повторял себе, что не нужно ни на что надеяться, тогда не будет разочарования. Так часто уже обжигался на этом. Вот и в этот раз. Казалось, что «Игра престолов» станет абсолютно новым словом в мире кино. И да, много было сделано, я писал об этом в предыдущей статье, но финал… Финал стал крышкой гроба. И я не только про провальный сценарий. Я про саму манеру съёмки и режиссуру, которые превратились в откровенную голливудскую халтуру.

 

 

Но давайте по пунктам. Сразу скажу, что будут спойлеры, поэтому вначале посмотрите последний сезон, а потом читайте эту статью. Поехали!

Ощущение, что над зрителем издеваются, не покидало меня с самого начала сезона. Казалось, что вся команда откровенно стебётся, как будто говоря: «Ты уже посмотрел 8 сезонов, и этот тоже досмотришь, даже если мы на протяжении всех серий будем только полёты драконов показывать».

Две первые серии, каждая по часу, где происходит… Ничего. Вот совсем. Просто унылые диалоги, общение старых и новых друзей, подростковый секс и вялые интриги. Как так?! Почему? Создалось ощущение, что ты на посиделке одноклассников, которые не общались после выпуска лет 15, а потом встретились, но говорить им не о чем, и поэтому они начинают обсуждать самые ненужные и глупые вещи в попытке убить время.

 

 

И ты не веришь ни единому слову, не веришь героям, а чувство реальности происходящего пропадает без следа! Ведь не стоит забывать, что на выживших идёт армия мертвецов! У них там Король Ночи и адский дракон, и вообще грядёт конец времён. Но… Всем плевать.

Известие о проломленной стене и воскресшем драконе не вызывает никаких эмоций. Стоп, стоп, стоп. Как так? Откуда такая несостыковка? Ведь ровно через несколько серий Дейенерис будет бесконечно горевать из-за другого подстреленного дракона, а после убийства Миссандеи вообще всю столицу превратит в пепелище. Где логика? Что произошло со сценаристами в этот момент? Ладно, к этому вернёмся позже.

 

 

Пока у нас две серии нудных разговоров и полётов на драконах. И вот полёты вызывают больше всего вопросов. Ну лично у меня. В прошедших сезонах нас поражала реалистичность всего происходящего. Вспомним эпизод «Кровавая свадьба». Зритель привык к опредёленной эстетизации насилия. Даже если в фильме или сериале убивали беременную женщину, то это не изображалось так. Не для массового кино, которое смотрят миллионы! Показывали страдания жертвы, но без натурализма. Тут совсем другое. Нам во всех деталях изобразили жестокое убийство невесты Робба Старка, со всеми отвратительными подробностями. Вы были не просто зрителем, осознающим условность происходящего. Нет, вы были свидетелем, испытывающем к жертве неподдельную симпатию. Жуткое ощущение, но от него захватывало дух. Это было не милое фэнтези в стиле Толкиена, где добро всегда побеждает. Это была суровая реальность, где выживает тот, кто хитрее и расчётливее.

 

 

Но с хитростью у Дейнерис и Джона Сноу явные проблемы. Вместо того, чтобы отправиться на разведку на драконах и попутно сжечь пару тысяч мертвяков, они решают улететь, чтобы заняться сексом в ледяной пустыне у термального источника. Браво! Так и выигрываются войны!

 

 

Но оставим тему бесполезных разговоров и ненужных сцен. Время битв. И тут градус тупости сценаристов возрастает безмерно. В прошлых сезонах системы средневековых сражений и тактики боя были показаны очень хорошо. Но в этом году… Кажется создатели решили искать вдохновения не только в тяжёлых препаратах, но и в фильмах Никиты Михалкова.



Бросить в ночную атаку всю конницу без данных разведки? Разместить катапульты прямо у линии фронта? Не проблема! Что не сделаешь ради эффектного кадра. Но вот сцена сражения в замке выглядела совсем уже глупо. Главные герои только и делают, что толкаются с мертвецами и кричат в режиме замедленной съёмки под нарочито-печальную музыку. Михалков и Бондарчук младший аплодируют стоя. А вот я, вспоминая прошлые сезоны, чувствую только грусть. Ну зачем было превращать такой шикарный сериал в голливудский шаблон?

 

 

В итоге главное зло повержено кинжалом, а в награду победителям кофе из Starbucks. Вот в этом моменте окончательно понимаешь, насколько вся команда уже торопилась завершить надоевшие за 8 лет съёмки. Стакан ведь и на монтаже можно было убрать!

 

 

Когда видишь такое отношение к съёмкам, то удивляться провалам в сценарии уже не приходится. Вот и получается, что не веришь ничему. Кажется, что почти все войска Дейенерис и Джона погибли на севере. Так нам после осады показали. Но в итоге и флот, и армия восстановлены за секунды. Откуда? Нет ответа. Это ведь не важно. Намного важнее было показать две серии бессмысленных диалогов и нелепых полётов на драконах.

 

 

Дейенерис к концу превращается в Гитлера. Мирных жителей сжигает просто так. Это удивляет, но не покидает ощущение, что тебя обманывают. Сценаристы никак не обосновали такой переход. Зритель, конечно, может додумать, почему так получилось, но ведь это будет оправданием. А если сценарий нужно оправдывать, то он изначально плох.

И так со всеми героями, которых мы видели на протяжении восьми лет. Мотивы надуманы, действия не оправданы. И да, создатели сериала в последнем сезоне решили ещё понизить возрастной ценз. Поэтому ничего особенно жестокого вы не увидите. Откровенных сексуальных сцен не будет. А трагедию уничтоженного города вам покажут через обгоревшую детскую игрушку. Не знаю, хуже клише, наверное, и быть не может.

 

 

Вообще «Игра престолов» вновь подтвердила главную тенденцию современного кино: чем больше денег, чем больше зрителей — тем хуже финальный продукт.