«Игры разумов» (оригинальное название — The Professor and the Madman) — фильм о непростой истории создания крупнейшего словаря английского языка. Мел Гибсон в нём играет учёного-самоучку Джеймса Мюррея, а Шон Пенн – Уильяма Честера Минора — обезумевшего врача, спасающего ситуацию.



Дело начинается с истории Минора. Сражаясь с пугающими галлюцинациями (последствиями военного прошлого), он убивает случайного прохожего на глазах у жены несчастного. Присяжные спасают его от виселицы, признав сумасшедшим и отправив на принудительное лечение.

 

 

Мюррей в этот момент неожиданно для самого себя получает пост главного редактора словаря, который впоследствии будет носить его имя. И это несмотря на то, что снобы из Оксфорда смотрят с большим прищуром на то, что его образование закончилось ещё в школе, когда ему было 14 лет. Знание гербария языков, внутреннее дерзновение и творческая импотенция
заслуженных профессоров всё-таки перевешивают.

 

 

Их истории пересекаются, когда Мюррей решается на смелых ход — к работе над словарём он приглашает любых желающих, вкладывая листок со своим призванием во все издающиеся книги. Одну из них в подарок от охранников тюрьмы получает Минор, выручивший их незадолго до этого. Работы предстоит много, но он с радостью в неё погружается, поскольку во время чтения его перестают преследовать чудовищные видения.

 

 

Впереди — взаимодействие со вдовой убитого (её прекрасно играет Натали Дормер), закулисные интриги встречающихся, видимо, и в Оксфорде плохих ребят, газетные скандальчики, неожиданные взлёты и практически безутешные падения.

 

 

Но побеждает, слава Богу, дружба. Дружба шотландца и американца, проделавших колоссальную работу и задавших своей историей новую норму.

После фильма становится ясно, что заслуженные учёные, шушукающиеся за спиной, и глава психиатрической лечебницы, разглядывающий больных с любопытством исследователя, скажем, бабочек — это ненормально. Тот же, кто ради спасения одной человеческой жизни, поставил на кон абсолютно всё — нормален.

 

 

Вспомню напоследок замечательную формулировку Евгения Шварца: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них».