Художник и режиссер Сергей Самородов недавно закончил свою новую работу. «По ту сторону времени» это фильм то ли о будущем, то ли о прошлом — пусть зритель решит это сам — основанный на реальной истории. Я поговорила с Сергеем о его новом фильме и пути в киноиндустрии.

Artifex: На нашем сайте уже есть интервью с тобой как с художником. Сейчас я беру у тебя интервью как у режиссёра. С чем связан такой переход?

Идея снимать свое кино появилась очень давно, наверное, еще в школе. Когда я приехал в Москву десять лет назад, мне очень хотелось начать что-то снимать, но тогда не было нужных знакомств, да и опыта было ноль. Поступить на учебу в киношколу или институт не было возможности, поэтому пришлось пойти по долгому и сложному пути. На этом пути, так получилось, что я начал рисовать и это очень увлекло меня. Было нарисовано большое количество картин, сделано четыре персональные и несколько совместных выставок с другими художниками. Работы попали в частные коллекции актеров, режиссеров и политиков. Но идея снимать свое кино не давала покоя. В какой то момент я решил вложить все силы в кино, а к рисованию картин вернуться позже. Сейчас рисую очень редко, в основном под заказ или для друзей.

Artifex: Расскажи о своём пути в кино.

Я успел поработать в массовке, потом был администратором площадки, инженером-механиком камеры, фокус-пуллером. И спустя какое-то время мне удалось попасть на площадку в роли каскадера, мне очень хотелось делать трюки. До приезда в Москву я занимался паркуром и именно это помогло начать работать каскадером. Сначала были только трюки, связанные с паркуром, но дело быстро пошло и стали появляться другие трюки, более сложные и опасные. Позже стали давать маленькие роли, потом больше и больше. Так кино полностью заполнило мою жизнь.

Artifex: Твой фильм основан на реальной истории Славы Курилова, который в советское время действительно спрыгнул с лайнера в океан. Чем она тебя зацепила и почему ты выбрал именно эту историю для своего фильма?

Я долго искал историю, которую мне хотелось бы снять и совершенно случайно мне на глаза попалась статья про человека, который решил сбежать из СССР и выбрал очень необычный способ. Я начал искать информацию и наткнулся на документальный фильм о нем.

Когда я посмотрел фильм, эта история еще больше увлекла меня, я нашел книгу, написанную на основе дневников Курилова.

После прочтения история раскрылась с новой стороны. Это сейчас просто обо всем этом говорить, а представьте, что творилось внутри у этого человека! Сомнения, страх, неуверенность. Чтобы на такое решиться, нужно иметь очень сильный внутренний стержень.

Artifex: Ты перечитывал книгу о нем во время работы над сценарием раз 20. Что поразило тебя больше всего?

Поразил способ, который выбрал Курилов. Ведь есть столько разнообразных вариантов побега, но он выбрал самый необычный и сложный. Такой, на который мало бы кто решился. Ну и то, что его не съели акулы — это очень удивительно. В том месте, где он плыл, очень много акул и другой живности.

Artifex: Это не первая твоя работа как режиссера. Что изменилось в твоём подходе после первого фильма «Точка невозврата»? Чему ты научился?

Первый фильм снимался как эксперимент, мне хотелось понять в первую очередь для себя, смогу ли я. Мы сняли семиминутный фильм за три дня и еще четыре дня ушло на монтаж, сценарий я написал за пару дней. Снимали все в двух локациях и в создании фильма участвовало всего три человека: оператор, звукорежиссер и я. Монтаж, покраску, CG и все остальное делалось собственными силами. Фильм взяли на фестиваль «Короче» и именно это дало сил и уверенности делать что-то еще.

Artifex: Почему ты вообще решил снять этот фильм?

После первой короткометражки хотелось сделать что-то более серьезное. Я точно знал, что хочу снять еще один фильм. Когда история про Славу Курилова попалась мне на глаза, я понял, что она ляжет в основу моего нового фильма.

Artifex: Ты доволен результатом?

Для меня это маленькое, но достижение. Над фильмом я работал два года от момента написания первого сценария до финального монтажа. Фильм идет всего 30 минут, но сил в него вложено очень много.

Когда проект находился на стадии идеи и первого варианта сценария, я очень много об этом говорил, гонял идею в голове, читал литературу по написанию сценариев, представлял, каким получится фильм, и все это превратило его в гештальт, который нужно было закрыть. Поэтому, по окончании монтажа гештальт закрылся.

Результатом я доволен, но и я, и оператор-постановщик считаем, что могли бы сделать лучше. Так, наверное, всегда: проделываешь работу, смотришь на результат и думаешь о том, что можно было бы сделать лучше. Поэтому со следующим фильмом придется постараться в два раза больше.

 

 

Artifex: Сколько человек вместе с тобой работали над фильмом?

В этот раз команда значительно увеличилась. Если над первым фильмом работало и участвовало три человека, то сейчас нас было уже шестнадцать! На разных этапах были те, кто помогал советами, приезжал на один-два дня на площадку, оказывал всяческую помощь. Поэтому в очередной раз хочу сказать всем огромное спасибо! Без всех этих людей кино не состоялось бы!

Artifex: Почему ты решил сам сыграть главную роль?

Основная причина это маленький бюджет и растянутые во времени и пространстве съемки. Всего на фильм ушло 3000$, не считая каких-то мелких расходов, и это с учетом того, что все актеры помогали бесплатно. Основные съемки проходили в Москве и небольшая часть снималась в Таиланде. Это и была основная причина. Вывезти актера и оператора не было возможности, поэтому оператора я искал уже на месте. Ну и главный герой всегда был со мной.

 

 

Artifex: Ты мог бы поступить так же, как главный герой?

Думаю, все зависит от обстоятельств. Даже Курилов до последнего момента не был уверен в правильности своего решения. Когда он садился на лайнер, принятие решения о побеге постоянно откладывалось.

Когда мы снимали фильм, у меня было время отплыть подальше от лодки и побыть одному в течение часа в открытом океане. Для меня это был странный эксперимент и я задался вопросом, смог бы я? С полной уверенностью ответить себе я так и не смог, но, думаю, это скорее да, чем нет.

 

 

Artifex: Почему главный герой борется против системы?

Герой принимает решение не бороться с системой, а просто выйти за ее границы. Оставить привычный закрытый мир и отправиться дальше. За кадром остается история его отца, который пытался свергнуть режим и поплатился за это. Напоминанием служит плакат, который стоит в мастерской главного героя и иногда встречается нам на улицах города. Так Сергей решает, что борьба — это не его путь, он выбирает рискнуть и навсегда убрать из своей жизни ненавистный режим.

Artifex: Это абсолютно выдуманная вселенная или аллюзия на наш мир?

Когда я начал писать сценарий, то понял, что снимать биографическую историю я не очень хочу, да и в производстве это было бы намного дороже. Реальная история разворачивалась во времена СССР и сегодня, чтобы снять что-то подобное, пришлось бы потратить много времени, денег и сил на поиски локаций, костюмов и прочих мелочей. Я решил, что возьму историю Курилова и отправлю ее в недалекое будущее, так и появился мир, в котором разворачивались события фильма. Это что-то вроде СССР 2.0.

 

 

Изначально хотелось сделать более сложные декорации, костюмы и прочие мелочи из мира будущего. Но потом пришло более логичное и дешевое решение.
Вспомните, как представляли 2020 год в прошлом: летающие машины, роботы в каждом доме, технологии на каждом шагу. А что мы в итоге сегодня видим вокруг? Технологии есть, но доступны они далеко не всем, да и летающих машин мы так и не дождались. По большей части, мир визуально не особо-то и изменился.

События фильма происходят в будущем, но визуально оно не сильно отличается от сегодняшнего времени, разве что только дирижабли в небе и технологии, которые находятся за закрытыми дверьми, доступны только правящей партии. Обычные граждане вынуждены жить в ужасных условиях. Миром будущего там даже и не пахнет.

Кстати, квартира главного героя частично похожа на квартиру Уинстона Смита, описанную в рассказе «1984» Джорджа Оруэлла. Будущее наступило, но оно не для всех.

Artifex: Зачем дирижабли?

В прекрасном мире будущего интернета нет. Им могут пользоваться только партийные работники в специальных помещениях. Границы закрыты не только в реальном, но и в цифровом мире. Пропаганда боится информации из внешнего мира и всячески ограждает население от всего того, что происходит в остальном мире.
Ни у кого из героев нет сотовых телефонов и интернета и это не случайно. Дирижабли нужны для телефонных звонков и передачи информации внутри города или страны, весь цифровой поток передается по проводам.

 

 

Artifex: Ты хочешь развиваться дальше только в кино?

Совсем недавно так сложилось, что я увлекся блогингом. Это направление мне тоже нравится и, думаю, стоит попробовать что-то и в нем. В планах сделать что-то новое на YouTube. Посмотрим, что из всего этого получится. Сейчас на канале Артифекс есть моя серия передач о влиянии технологий на искусство. Дальше возьмемся за писателей-фантастов.

Еще хочется вернуться к рисованию, но позже и уже более серьезно.
Что касается кино, то оно занимает огромную часть моей жизни и надеюсь, дальше так и будет.

Artifex: Какая твоя главная кино-мечта?

Снять качественное, масштабное фантастическое кино.