Начало XVIII века. Англия. Остановка «Кенсингтонский дворец». Извращенец хватает симпатичную девушку за задницу, когда та выходит из кареты. Она вскрикивает, оступается и падает лицом в грязь. Поднимается и направляется к королевскому дворцу. Так, в фильме «Фаворитка» режиссёра Йоргоса Лантимоса начинается путь королевской фаворитки.



Нет, вы можете меня обвинять в паранойе, но в этой картине я усмотрел феминистский заговор. Ну вот сами посудите, в фильме все главные персонажи – женщины. Английская королева Анна, её давняя подруга Сара Черчилль, она же герцогиня Мальборо, и служанка герцогини – Абигайль, которая ещё и приходится герцогине кузиной. Между всеми тремя завязываются непростые, но очень, очень близкие отношения.

Анна – последняя на престоле из Стюартов. Семнадцать раз была беременна, но дело либо заканчивалось выкидышами, либо рождённые дети не жили долго. Королева представлена старой, больной, импульсивной и инфантильной женщиной. Ну а какой должна быть женщина, которая в течении жизни выдавила из себя семнадцать детей, и все они умерли? Поэтому, фактически, страной рулит герцогиня.

Но всё меняется с появлением Абигайль. Той палец в рот не клади, сущая змея, она бежит по карьерной лестнице перепрыгивая ступени. Из кухни она довольно быстро оказывается в королевских покоях, а из бедной родственницы герцогини превращается в её серьезную конкурентку.

 

 

Но где же мужики? Мужики где? Им уготованы только вторые роли, ими манипулируют. Трио противоположного пола представлено благородным воякой-остолопом герцогом Мальборо, самодовольным нарциссом герцогом Оксфордом и влюблённым в Абигайль болваном бароном Машэмом. Мужа королевы, Георга Датского, авторы куда-то убрали, чтобы он не мешал им разыграть феминистско-лесбийскую партитуру.

И можно было бы продолжить список исторических несоответствий. Вот например: графиня Мальборо, которая выглядит поджарой красавицей на фоне королевы, на самом деле была старше правительницы на пять лет. Исходя из событий в фильме, ей должно быть где-то пятьдесят, а Анне сорок пять. «Молодой» Абигайль – сорок. Поэтому все, все трое по меркам того времени уже считались старухами. И, скорее всего, королева Анна не была такой уж дурой, какой её сделали в фильме – Шотландию-то она присоединила, и у власти удержалась в неспокойной время.

 

 

Но я, гомофоб и мизогин, готов всё простить. За что? За неплохую игру актёров и хорошую режиссуру. За декорации и костюмы. За юмор и отличный звуковое сопровождение. За структуру – этот фильм-пикареска разделён на главы. Режиссёр во многом ориентировался на «Барри Линдона», – сцена с письмами очень сильно напоминает финал этой картины – и пусть он не достиг уровня Кубрика, но сделан очень неплохо и грамотно.

На минувших Каннах фильм получил специальный приз жюри. Вместе с этим отметили Оливию Колман, сыгравшую королеву. Но я бы ещё и на месте мужа Эммы Стоун (если таковой у неё есть) побеспокоился – не может добропорядочная женщина так великолепно сыграть лживую и хитрую дрянь.

Авторы, конечно, исторически «наврали», но зато учли все детали той эпохи. Вот чем сразу понравилась картина – это лужами и нечистотами перед королевским дворцом. Это вполне соответствовало реалиям того времени. Ведь антисанитария была жуткая и во дворцовых предместьях, а не только в городах. Результатом тому были эпидемии и болезни. Неслучайно же такое количество выкидышей и ранних смертей у королевы. Канализации даже банальной не было. И когда после своего падения с кареты Абигейль является к своей высокопоставленной кузине, от неё жутко воняет – она не в простую грязь упала.

 

 

А то смотришь какой-нибудь исторический фильм о той эпохе, и думаешь: ну что это за лажа?! Аккуратно подстриженные газоны, чистолицие простолюдины, белоснежные улыбки. Вместо дорог – какие-то парковые дорожки. По ним гарцуют на лошадях в Англию, или, допустим, во Францию, туда и обратно бравые и благородные мушкетёры в отглаженных костюмах. Пара-пара-парадуются красавице и кубку. Во дворцах и замках – любовь, интриги, страсти, записки, заговоры. Балы, красавицы, хруст французской булки. И все герои такой халтуры как-то слишком опрометчиво-романтически настроены для своего жестокого века.

Или вот ещё – бал! Бал в «Фаворитке» проходит в полутьме, как и действительно было тогда – ну, где вы найдёте столько свечей? Даже великий Бондарчук-старший прокололся на этом моменте – его Наташа Ростова танцует с Болконским в слишком ярком помещении.

И напоследок. Какой на королевском балу в «Фаворитке» шикарный акробатический танец! Пусть он и не соответствовал танцам того времени, но я готов за него простить ту жалкую участь, которой удостоили в картине мужчин.