Я всегда знал, если баб без мужиков больше двух соберётся, то добром это дело не кончится. Чёрт знает, что начинает твориться, обязательно какая-то дьявольщина приключается. А в новой «Суспирии» Луки Гуанданьино не то что три, целая танцевальная труппа! И в итоге трупов возле этой труппы столько, что кровь бежит по ступеням.



Объяснение этому простое и банальное – ведьмы. Ведьмы заведуют этим жутко увлекательным кружком, поэтому для многих их танцы-шаманцы станут несовместимы с жизнью.

В ведьм – верю, в жизни много такой мистики. Вот встречаешь девушку, думаешь: «Ух, красивая ведьма!» Под чары её попадаешь, а через некоторое время, после женитьбы, прозреваешь и видишь, что, да, ведьма, но уже так себе, некрасивая. Несколько лет тратишь на осознание ситуации, в которую попал. А за это время она тебе кровь пьёт. Да не одна, ещё другая ведьма присоединяется – тёща. Знаю, такие «пузыри земли» случаются часто.

Вот десяток таких матрён (они называют себя матери) в 1977 году собрались в Берлине под крышей танцевальной школы. Их танцевальная студия располагается в западной части, в ФРГ – надо полагать, в советской ГДР «Штази» подобную нечисть всю зачистила. Набрали они для своих ведьмовских целей молоденьких танцовщиц и шабашат понемногу.

 

 

Место действия «Суспирии» – Германия – выбрано не случайно. Германия – родина романтизма, всё «зло» в литературе оттуда. И не только в литературе, но в истории, вспомним «романтика» Гитлера и оккультную сторону национал-социализма – это тема для отдельного разговора.

Так вот, одна юная танцовщица, узнав куда на самом деле попала, сбегает с вертепа прямо на сеанс к психотерапевту. Ведёт она на приёме как обычная девушка: рыдает, обвиняет, мелет вздор. Психоаналитик – старенький такой доктор – человек опытный, соглашается со всем, кивает (так часто кивают мужчины: «Да-да, дорогая, успокойся»). А сам записывает в тетрадку привычный для женщин диагноз: «маниакально-навязчивые идеи». Девушка от него уходит и пропадает, и наш старик Шерлок Фройд начинает интересоваться что к чему. И зря. В итоге расследование приводит его на шабат, тьфу, шабаш ведьм. Еле ноги уносит дедушка.

На место пропавшей (дело тут нечисто) ведьмы принимают молоденькую американку. Рыженькая, губки пухленькие, фигурка миниатюрная – сущая суспирия. И танцует на загляденье. Её берёт под свою опеку мадам Блан, главный хореограф школы. И постепенно рыженькая американка обо всём начинает догадываться. Спойлерить дальше не буду, скажу только чтобы вас успокоить, что в конце Зло побеждает Зло.

 

 

«Суспирия» – ремейк легендарного фильма ужасов Дарио Ардженто от 1977 года. Это не первый каверный опыт Луки Гуанданьино. В 2015 году он выпустил «Большой всплеск» по мотивам «Бассейна» с Ален Делоном. Но если «Всплеск…» получился куда круче оригинала (только не говорите мне, что Ален Делон, это мраморное изваяние красоты, отличный актёр), то в этом случае не скажу, что новая «Суспирия» смогла достичь уровня старой.

Во-первых, много лишних сюжетных фонов, которые, на мой взгляд, мешают цельности. История про жену доктора, которую убили нацисты (её, кстати, играет, главная актриса старого фильма) раскрыта как-то скомкано и наспех. На мой взгляд, не к месту, настойчиво привязываются террористы-коммунисты из «RAF». Упоминания о них так часто звучат на заднем плане, что не молот – какой-то серп и молот ведьм получается. Коммунисты, нацисты, люди, кони, ведьмы – всё в фильме смешалось в сюжетный коктейль неопределённого цвета.

 

 

Конечно, в данном случае некорректно сравнивать два фильма. Всё-таки, Лука Гуанданьино, будучи самодостаточным режиссёром, и режиссёром неплохим, не старался тупо снять кальку со старой картины. Он пошёл своим путём. Но разве можно сказать, что он создал нечто новое в жанре фильма ужасов? Нет. А в отношении старой «Суспирии» не просто можно, а нужно так сказать. И уже давно сказали. Зловещие цветовые гаммы, декорации, игра света и тени, яркие краски (посмотрите какая в картине кровь – маслянисто-красная, ух!) сделали эту картину культовой. При этом, налицо преемственность – всё снято в духе немецкого (какого же ещё) экспрессионизма 20-х годов прошлого века.

 

 

Да! И, конечно же, в старой «Суспирии» классный саундтрек – зловеще-сказочная музыка от итальянской группы «Goblin». Да, «радиоголовый» Том Йорк (лидер рок-группы «Radiohead»), нанятый не с первой попытки Гуанданьино – это, безусловно, удачное приобретение для ремейка. Но, вот, вспомнят ли, допустим, через месяц после просмотра заунывную мелодию, которую он сочинил? Сомневаюсь. А мелодию от «Goblina» помнят до сих пор.

 

 

Но я бы не сказал, что вы потратите время, посмотрев эту картину. Один из плюсов фильма – хороший актёрский состав. Помимо молоденьких суспирий, и старые ведьмы, чёрт их всех дери, отменные. Особенно мне нравится Тильда Суинтон, сыгравшая мадам Блан. Даже только ради неё можно фильм посмотреть. Она, кстати, ещё две роли в фильме сыграла, и я бы не за что не догадался какие, если бы после просмотра в Википедию не заглянул. Может быть вы сами попробуете её ещё в двух ипостасях найти? Ведьм и коммунистов боитесь?