За почти двадцатилетний отрезок экранизаций комиксов о команде мутантов мы могли увидеть пределы способностей самых известных её участников: Росомахи и Профессора Ксавьера, но до сих пор нам лишь мельком была известна экранная мощь самого могущественного из них. Предпоследняя глава о приключениях сверхлюдей раскрывает тёмную сторону сильнейшего существа на планете Земля – Джины Грей и феникса внутри нее.
Часть современных зрителей-любителей кинокомиксов, возможно, запамятовала или же вовсе не знает, что на заре двухтысячных фильмы о «Людях Икс» были равно популярными первой трилогии о Питере Паркере. Друг за другом выходили картины о персонажах издательства Marvel, но от разных студий – за «Человека-паука» в исполнении Тоби Магуайра отвечали Sony, за развитием супергероев-преподавателей из школы мутантов отвечал XX век Fox.
Параллельно выбрались из затяжного кризиса создатели бумажных прообразов идолов детей начала нашего века. Именно успешность сторонних проектов по их конспектам убедила Marvel в перспективности сделки с Disney. Спустя девятнадцать лет после выхода дебютных «Людей Икс», франшиза разрослась до двенадцати фильмов, включая дилогию о говорливом наёмнике и трилогию о канадце с когтями. Общие сборы от всех картин располагаются на восьмом месте в топе самых прибыльных фильмов. Прокат «Темного Феникса», по прогнозам, позволит перешагнуть отметку в шесть миллиардов долларов.
Но сделки с Disney всегда напоминают сделку с… Впрочем, пора поговорить о фильме.
Важно отметить – в «Апокалипсисе» роль Софи Тернер была сильно ограничена, и создатели учли это. В новой картине важно показать предпосылки к нарушению баланса в личности Джин Грей и лейтмотиву её проблематики – несколько сцен из детства.
Авария и последовавшая гибель матери героини по её вине, первая встреча с Чарльзом Ксавьером и отчаяние отца. Удивительно, но раскрытие неоднозначности поступков главного персонажа фильма уместилось в одно предложение. Восстанавливая отрывки из оригинальной трилогии мы с вами вспомним – проблематика и мотивация в действиях героини Фамке Янссен были более планомерными и имели под собой существенные основания. Поэтому, когда в «Последней битве» сугубо положительная Джин Грей восстала из пепла и начала последовательно уничтожать самых близких для себя людей, не оставалось и толики сомнений – наружу рвётся её темная сторона, Феникс. На этом фоне форсированность преобразования новой Джин – нелогична, чужда зрителю.
Магнето, Профессор Х, Мистик – персонажи с обновленными судьбами в последних частях франшизы. Эрик Леншерр вместе с Братством Мутантов ведёт затворнический образ жизни, не пытаясь, как раньше, убедить человечество в его ничтожности по сравнению со следующей ступенью эволюции. Чарльз управляет своим институтом и командой, но методы героя в исполнении МакЭвоя стали балансировать между смирением перед правительством и манипулированием подопечными в угоду мнимой защиты.
Рэйвен находит себя в качестве лидера Людей Х. Она наставник для Скотта Саммерса, Джин Грей, Ороро Монро и Курта Вагнера. Ей помогают Хэнк Маккой и Питер Максимофф. Изюминкой предыдущих двух фильмов стали сцены с Ртутью, персонаж Эвена Питерса был глотком свежего воздуха в облаке чопорности и приторного морализма, но в «Темном Фениксе» зрителей лишают и этого.
В «золотой век» кинокомиксов сценаристы научились достигать успеха и без полной опоры на бумажный первоисточник. В основании нового фильма находятся многочисленные сюжеты о раздвоении личности Джин Грей. Но о её светлой стороне мы толком ничего и не знали. Можно относиться проще, но почему в то же время Октавиус Альфреда Молины или Киллмонгер Б. Джордана смотрятся убедительнее, их мотивы ясны, а сами персонажи детально проработаны, хотя им отведена роль антагонистов?
Режиссер и сценарист картины – Саймон Кинберг. По его словам, он вырос на комиксах, поэтому энтузиазм при написании сюжетов к их экранизациям рос с каждым разом, однако сами результаты его работы неоднозначны. Кроме факта того, что столь важная для студии и франшизы лента была доверена дебютанту в кресле главного на съемочной площадке, также послужило причиной существенных сюжетных провалов.
Диалоги в фильме похожи на попытку прожевать не до конца прожаренный стейк, дабы избежать неловких сцен молчания и демонстрации нехватки фантазии у создателей. Апофеозом становится беседа между главной героиней и инопланетным существом в облике Джессики Честейн.
Диалог из трех неуместных реплик растянут на неприличную минуту хронометража. Сообщество обсуждало роль актрисы в фильме, предполагая возвращение Эммы Фрост. Однако, Честейн предстояло вжиться в роль лидера сверхрасы, остатки представителей которой прилетели изучить нашу планету и способны с легкостью перенимать внешность представителей человечества. Баллов не добавляет и «преображение» Циклопа – известный лидер и стратег здесь показан импульсивным мальчиком на побегушках, марионеткой в руках более зрелых коллег.
Но! Софи Тернер замечательно смотрится в образе Джин Грей (Не в фильме, а на постерах и в промо, но учитывая обрушившийся выше водопад критики со стороны автора это вполне неплохо). При просмотре фильма не покидает ощущение безалаберного отношения со стороны создателей.
Это не вина актёров, они работают с материалом, за который ответственны другие люди. От картины веет скорым забвением. МакЭвой уже сообщил, что покидает франшизу в связи «с изменившимися моральными ценностями своего героя». Надеюсь в памяти поклонников останутся только положительные моменты, ибо совсем скоро самобытных обитателей Института для одаренных подростков ждет интеграция в Киновселенную Marvel.