Британские учёные доказали, что красный цвет производит на мужчин возбуждающий эффект («ногти, ногти покажи!» — следуют усиленные толчки), и главным персонажем «Маленького красного платья» британского режиссёра Питера Стриклэнда, собственно, и является, маленькое красное платье, которое оказывается на беду персонажам фильма платьем-убийцей.



В феврале этот фильм номинировался на Берлинале, но шкуру «Золотого медведя» не получил, хотя, на мой искушённый взгляд, он лучше победителя. Позднее, уже на весеннем ММКФ «Малое красное платье», выброшенное на прилавок фестиваля вне конкурса, произвело фурор.

Я там был (мёд-пиво пил, фильмы смотрел), и хочу сказать, что давно не наблюдал такого ажиотажа. «Маленькое красное платье» подействовало на кинокритиков и обозревателей как большая красная тряпка на быка. Огромная очередь выстроилась, а точнее, большая толпа собралась у входа в зал. В конце концов, желающие увидеть фильм, смели охрану и заполонили зал.

Все свободные места были заняты. Даже ступеньки по бокам — идти пришлось по головам — и я пошёл. Облюбовав пустой стол, припёртый к стене наверху, я на него сел.

 

 

Не обошлось без скандала. Одна девушка с билетом подошла слишком поздно. Она долго-долго, громко и бесполезно препиралась с занявшим её место. Доводы сидящего были просты — в большой семье клювом не щёлкают. Наглый кинокритичный бомонд, скопившейся в зале, его поддерживал. Но кроме билета у девушки был ещё неоспоримый аргумент — на премьеру она надела красное платье. В конце концов, какой-то джентльмен — их оказалось немного — уступил ей место. Фильм начался.

Бросилось в глаза предупреждение: «Чувство юмора обязательно» — на экране замелькали газетные объявления о знакомстве. Без чувства юмора, действительно, смотреть фильм не рекомендую. «Красное платье» — это чёрная комедия, исполненная в жанре фильма ужасов.

 

 

Объявление о знакомстве размещает англичанка африканского происхождения. От неё ушёл муж, сын уже взрослый, он студент и тоже скорее всего уйдёт. Негритянка решает с кем-нибудь связать жизнь. Чтобы выглядеть привлекательно, она покупает красное платье на распродаже — получается красное на чёрном. Стендаль бы одобрил такую палитру.

Действие происходит в восьмидесятые, в сезон предрождественских скидок. В ночь на Рождество часто происходит какая-то чертовщина. Платье приобретается в салоне у дьявольского кутюрье, который он похож на румынского Дракулу — у него сильный акцент. Его помощницы разговаривают витиевато, шекспировским языком — как тут не запастись модным трикотажем. Потом выясняется, что на поверку продавщицы оказываются ожившими манекенами. Бр-р-р, страшненько, мурашки по коже — с детства мне становится не по себе от манекенов.

 

 

У красного платья есть своя история — все, кто носил его до этого, мертвы, а само платье как новенькое. Дьявол, как известно, выбирает Prada, а prada такова, что расправившись с одной жертвой платье выбирает очередную. Эта история формата детских страшилок о гробе на колёсиках, красном пятне, руке, знамени и прочем атрибуте пионерского фольклора, только история эта для взрослых. Но, не думаю, что автор делал фильм таким уж простым.

Как я уже говорил, действие происходит в восьмидесятые, и сам фильм стилизован под это время. Синтезированные звуки, дискотечные цвета, причёски, костюмы, газеты, ламповые телевизоры — всё оттуда. Почему именно эти годы? Это начало эпохи потребления, в которой мы до сих пор пребываем. Послевоенный ядерный паритет двух сверхдержав обеспечил мир во всём мире. Страны оправились от Второй мировой, количество конфликтов снизилось, технологии развились, люди стали жить в достатке. Начали много производить, потреблять много нужных и не меньше ненужных вещей.

 

 

Фетишизм превратился в опасную болезнь общества. Люди стали рабами вещей. Всё продаётся и покупается, в том числе и души — вот как можно расшифровать представленную в фильме аллегорию с красным платьем.

А можно и ничего не расшифровывать — просто смотреть и наслаждаться великолепной стилизацией. Юмор, стиль, саундтрек, диалоги, игра актёров, сцены, временами переходящие в откровенное хулиганство — всё прекрасно. И очень обидно, что такая туфта, как «Видок: Охотники за призраками», тоже, кстати, презентант минувшего ММКФ, на долгое время сейчас заполнил прокат, а изящное «Маленькое красное платье» будет идти всего неделю, да и то в нескольких кинотеатрах. «Не пропустите!» — совет от кинокритика Artifex.ru. Да, и ещё. Не продавайте свою душу вещам.