Поговорим о маньяках. Может так совпало, но недавно в российском прокате прошло три фильма о них. Все три основаны на реальных событиях, этим они интересны. Это истории о Фрице Хонке, Теде Банди, Чарльзе Мэнсоне. Деятельность всех троих пришлась примерно на один и тот же период, на рубеж шестидесятых – семидесятых годов прошлого века. И в этой рецензии я решил «убить» сразу всех трёх. И первым для просмотра я выбрал картину немецкую, так как всегда отдаю предпочтение европейскому кино. Это «Золотая перчатка» режиссёра Фатиха Акина (турецкие фамилии в Германии уже не редкость).
Последний фильм про маньяка, который я посмотрел, это был «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Чтобы было от чего отталкиваться, возьмём триеровского маньяка за эталон. Действительно, трудно найти убийцу интеллектуальней, остроумней и изощрённей, чем он. Джек – воплощение рафинированного Зла, Зла с большой буквы. Но он персонаж выдуманный (точнее, собирательный), поэтому он и идеальный маньяк, поэтому и эталон.
Фрицу Хонке, конечно, до Джека далеко. Он в отличие от него, не архитектор (человеческих тел), а чёрнорабочий – уборщик. Фриц некрасив и неказист. Засутулился до сколиоза, за собой не следит. Зубы гнилые, вместо носа – шнобель раздавленный. Но хочется Фрицу идеала. И грезит он о молоденькой фрау, которую случайно повидал на улице. Фотографиями других идеальных фрау, только голых, обклеены и стены каморки-мансарды, где он живёт.
Однако реальность к Фрицу сурова. К себе в мансарду он приводит таких страхолюдин, что возникают сомнения, кто страшнее – сам маньяк или его жертвы. Страшнее этих Брюнхильд только апокалипсис. Бомжихи, алкоголички, проститутки предпенсионного и пенсионного возраста – вот клиенты Фрица. В отношении таких «девиц» в народе есть выражение: «я столько не выпью». А вот Фриц – выпьет. Фриц – сексуальный маньяк с алкогольным уклоном. Всё дело начинается со шнапса и происходит «по синьке». Свой пикап Фриц осуществляет в баре «Золотая перчатка». Там просто какой-то карнавал уродов, любой завсегдатай за маньяка может сойти.
«Золотая перчатка» – чёрная комедия, и юморок там, как говорится, «с душком». Это можно считать оригинальной деталью картины. Такое кино только в Германии могут снять, попадаются там те ещё извращенцы. Этот «душок» настолько пахуч, что влюблённой паре на этот фильм не посоветуешь сходить, под эту картину на задних сиденьях не станешь целоваться.
Другое дело – Тед Банди, главный герой следующего фильма «Красивый, плохой, злой» (реж. Джо Берлингер). Жантильный красавец, обаятельный, как Бандерас, мачо. Красивый? – Да, безусловно. А о том, что он плохой и злой, несмотря на то, что эта история довольно известная, авторы умалчивали, храня видимость интриги, до конца фильма.
История о маньяке Теде Банди представлена с ракурса его возлюбленной Элизабет Клёпфер. Она, согласно циничному мужскому сленгу, РСП – разведёнка с прицепом – женщина, в одиночку воспитывающая дочь. Но Банди – идеальный мужчина, его это обстоятельство не смущает и не отталкивает.
Он знакомится с Элизабет, ухаживает за ней, играет с её дочерью, утром сам для всех готовит завтрак – точно ненормальный, тут подумал я – короче, он, как говорится, носит Элизабет на руках. Банди – мечта любой женщины. Не был бы он маньяком – цены бы ему не было. Элизабет настолько втюрилась в него, что не верила очевидной правдивости обвинений. Она даже поначалу поддерживает с Банди связь, когда его арестовали и осудили.
Прочитав для поддержания духа «Мотылёк» Анри Шарьера (как вариант, был бы возможен ещё роман «Отверженные» Гюго) наш Жан Вальжан несколько раз бежит из заключения. Его ловят. Но и в суде, несмотря на тяжесть улик, выдвинутых против него, Банди не сдаётся и упорно защищает себя. Даже на судью в исполнении великолепного Джона Малковича он производит благоприятное впечатление. Отправляя его на электрический стул, тот произносит патетическую речь, в которой сожалеет, что такой умный и образованный человек оказался маньяком (а мог бы работать в том же самом суде).
Образ Банди несколько романтизировали в картине, сделав центром женской истории. В фильме не раскрыли другие «Я» Банди – «Я» убийцы, «Я» насильника, «Я» психопата, «Я» некрофила. Но, несмотря на это, нужно отдать должное: киношный Банди очень близок к нашему эталонному маньяку Джеку. Ведь сам Триер для создания образа своего героя очень многое взял у реального Теда Банди. Это не только внешнее обаяние преступника, но и множество деталей его «работы». Например, Джек у Триера, как и Банди, в одном из эпизодов пользуется костылями, чтобы вызвать у своей жертвы чувство сострадания.
Какая здесь оригинальная деталь запомнилась? Необычная музыкальная обработка «Арии Царицы Ночи» из «Волшебной флейты» Моцарта. Она звучит в конце фильма.
Третьим у меня восстаёт из ада и трясёт сальными волосами «чёрный хиппи» Чарльз Мэнсон. Картина с ним называется «Так сказал Чарли» (реж. Мэри Хэррон) Сравнивать Мэнсона с Джеком неуместно, как неуместно ставить на одну доску интеллигентного человека и грязного хиппаря.
Неуместно ещё по другой причине. Маньяк – явление сугубо индивидуальное, он убивает в одиночку. А самого, пожалуй, популярного маньяка, каким является Мэнсон, по формальным признакам таковым считать нельзя – Чарльз Мэнсон лично никого не убивал. В прошлом рецидивист, семнадцать лет отсидевший в исправительных учреждениях, Мэнсон возомнил себя мессией. Он организовал возле себя хиппарскую коммуну маргинальной молодёжи, состав которой был преимущественно женского пола. Чарли можно было назвать, как в песне, «смешным чудаком», если бы его юниоры по наущению не убили с особой жестокостью десяток людей. Но история эта не была бы так популярна до сих пор, если б в число убитых не попали люди из голливудского истеблишмента. Самой известной жертвой секты стала беременная жена режиссёра Романа Полански. Голливуд таких преступлений не забывает, фильмы о Мэнсоне выходят до сих пор.
«Так сказал Чарли» – так оправдывают себя в беседе с психологом три девицы. Они все участвовали в кровавой бойне, и им дали пожизненное. Они делали всё, что им говорил Чарли. Трахались, читали Библию, закидывались кислотой. И, в конце концов, испытали озарение от убийства невинных.
Но сам фильм мне показался слабым. Я интересовался этой историей, читал литературу, и психотипы участников «Семьи» – так называлась община Мэнсона – выведены в фильме слишком просто и банально. Оригинальной же деталью картины можно считать по-голливудски банальный конец – картина заканчивается, как и положено для американского кино, хэппи-эндом.
Я же закончу любопытным фактом из истории с Мэнсоном. В одном из домов, где произошла резня, убийцы вывели кровью «Helter Skelter» – название песни «Битлз», – группы, которую Мэнсон превозносил и известности которой завидовал. Найдя свой, иной смысл в текстах «жуков», Мэнсон и устроил эту резню. Не всегда, вот, песни «Битлз» доводят до добра.