– Ну что же это за ересь! – это первое моё впечатление от просмотра фильма «Мария Магдалина». И это не только эмоциональное, но и понятийное высказывание.



Мария Магдалина у многих устойчиво связана с образом блудницы, и её часто путают с побиваемой камнями грешницей, за которую вступился Христос, но, положа руку на Библию, надо сказать, что это совсем не так. Мария Магдалина упоминается в Библии, как одна из тех женщин, которые сопровождали Христа, и из которой он изгнал ранее семь (семь!) бесов. Это следует из признанных Евангелий, но кто же писал эти тексты? Мужчины! А нам, как известно, верить нельзя.

Неудобный эпизод с бесами в фильме опровергается, Мария Магдалина предстаёт нам в образе непорочной новозаветной феминистки. В семье её не понимают – как часто мы не понимаем женщин! – поэтому достойному мужу, выбранному её семьёй, она себя не даёт, и вместо предложенной устойчивой схемы киндер-кюхе-кирхе, Мария сбегает к идущей в Иерусалим группе апостолов во главе со Христом.

 

 

Во святой компании, только Мария правильно понимает божье слово, и если апостол Пётр (афроамериканец, конечно же) правая рука Спасителя, то Магдалина становится второй правой. Иисус слушается Марию Магдалину, и по её наущению он проповедует перед товарищами женщинами. В минуты сомнений Магдалина утешает его (слава Богу, не физически), а в минуту усталости моет ему ноги. А вот с апостолом Петром Магдалина часто спорит – так часто спорят женщины с мужчинами (когда нужно молчать – зачёркнуто). После распятия она покидает неразумную апостольскую группу, и её сопровождают восторженные взгляды феминистского братства.

В фильме ещё много всего, от чего набожные бабушки стали бы усиленно осенять себя крестом. Например, Христос в отдельных сценах представлен как экстрасенс-целитель. А к Иуде есть определённое сочувствие. Иуда в фильме молодой парень, он щекаст, он пушист бородой. Он по неразумности «сдал» Иисуса римским властям.

 

 

В роли Магдалины снялась Руни Мара, замеченная мною в фильмах «Девушка с татуировкой дракона» (американская версия) и «Уна». Эти роли не были такими «благочестивыми» – обе главные героини этих фильмов получают сексуальную травму от мужчин и ведут аморальный образ жизни.

Роль Иисуса Христа сыграл Хоакин Феникс. В реестре моих любимых фильмов есть две картины с его участием. Это «Гладиатор» (император Коммод) и «Переступить черту» (кантри-певец Джонни Кэш). Это хороший актёр.

Но вот вам шерше ля фам – сценарий написан двумя женщинами, и этим многое сказано. Помимо модного феминизма, в картине есть реверанс защитникам животных. В фильме Христос изгоняет из храма не торговцев, а жрецов, приносящих в жертву овец. Ирония заключается в том, что у картины возникли сложности в американском прокате, так как дистрибьютором фильма стала компания Вайнштейна, обвинённого в немодном ныне домогательстве к женщинам.

 

 

Итак, перед нами голливудское кино – не перестаю повторять: «Голливуд должен быть разрушен!» – и довольно примитивный взгляд на библейскую историю.

Прошлые попытки воплощения Христа на экране, были на порядок выше и интереснее. Это «Страсти Христовы» Мела Гибсона, где упор сделан на визуализацию физических страданий Христа, это психопатический поиск Бога в «Последнем искушении Христа» Скорсезе. Ну а канонический шедевр Пазолини «Евангелие от Матфея» представлять не надо – он стал классикой мирового кинематографа.

Религиозная тема в кино – вещь довольно щекотливая, особенно в последнее время в России, когда подобные фильмы сопровождаются костюмированным шоу с оскорблёнными во всех религиозных чувствах казаками. Но я бы не стал делать фильму излишнюю рекламу.

Фильм выйдет 5 апреля, за день до распятия Христа. Смотреть или не смотреть? – вот в чём вопрос, и я отвечу, конечно же смотреть. Но не Евангелие от «Марии Магдалины», а «Евангелие от Матфея» Пазолини. Это лучший фильм на эту тему. Поверьте мне, добрые люди, и женщины, и мужчины.