День Четвёртый

Было Вербное воскресенье, христианский праздник, и меня привлекло название картины «Бог существует, и её зовут Петруния». Название великолепное – ну не может, подумал я, фильм с таким названием быть плохим.



Петрунии 32 года, она живёт с родителями в македонском посёлке. Детей нет, мужа нет, зато есть избыточный вес. Замужем Петруния никогда не была, никогда не работала – святой человек. Однако мать так не считает. «У тебя должен быть муж, семья, дети и работа», – попрекает она Петрунию.

Но Петруния – дипломированный историк, а кому, на фиг, историки нужны. (А также философы, социологи и, прости Господи, журналисты и т.п. нахлебники.) Возвращаясь с очередного неудачного собеседования, Петруния случайно оказывается на празднике Крещения. На этом празднике по традиции священник должен бросить крест в реку, а мужчины-купальщики должны его поймать. Считается, что крест приносит удачу. Только в этот раз удача не на стороне мужчин, крест хватает Петруния, которая неожиданно для всех и для себя самой прыгает в одежде в ледяную воду.

Получив крест, Петруния, наотрез отказывается его отдавать. Петрунию отводят в полицию, но какие у полиции могут быть к ней претензии, не своровала же она крест. Фарисеи и кесари не могут решить, что с ней делать.

По началу мне нравился фильм, но когда стал понятен замысел автора – режиссёр – женщина, разумеется – настроение моё резко поменялось. Картина превратилась в однозначный феминистский, антипатриархальный манифест. А однозначности в искусстве я не приемлю. Не приемлю я и радикального феминизма, в мире и так полно поводов вражды между людьми, не хватало ещё сеять её между полами.



Кстати, о вражде. В этот раз о межнациональной и межрелигиозной. Следующий фильм, на который я попал назвался «Сыны Дании». Он анонсировался как фильм о неонацистской группировке. Режиссёр Улаа Салим – датчанин из семьи иракских беженцев, поэтому предполагалась, что фильм будет заведомо предвзят. Я думал, что эта картина будет о том, какие мигранты хорошие и трудолюбивые люди, как надо терпимо к ним относиться, и как надо немедленно выдать всем гражданство, выдать пособия и трудоустроить. А нетерпимо нужно относится к партиям правого толка, которые от мигрантов хотят избавится.

Фильм должен быть длится два часа двадцать минут, и, естественно, я не собирался смотреть его до конца. Однако, надо признать, сюжет оказался необычен для такого рода позиции, и я высидел до конца.

Фильм начинается с теракта, которые устраивают, нет, не «сыны Дании», а мусульманские террористы. После него в Дании резко возрастают антимигрантские настроения. «Убирайтесь!» – пишут сыны Дании на стенах. Молодым мигрантам это не нравится и они устраивают погром в резиденции «сынов». Среди погромщиков и поджигателей машин – молодой парень Закария, выходец из Ирака. Он, в принципе, парень неплохой. У Закарии есть маленький брат, он любит его и свою маму, с которой живёт, а мама любит его и брата.

Именно Закарии доверяют убить Мартина Нордаля, лидера праворадикальной партии, которая рвётся к власти. Организует убийство дед Хасан – лидер радикальной мусульманской организации. Он, в принципе, человек неплохой, он заботится о беженцах, и он против бездумных терактов. Но лидера националистов он приказывает убить, чтобы тот не мешал проявлять заботу о людях, попавших в беду. Но покушение срывается, ближайший соратник Хасана Али оказывается полицейским оперативником.

Дальше главным героем фильма становится Али. Он храбрый полицейский и профессионал, и теперь его бросают на расследование заговора «Сынов Дании» – те что-то удумали, когда Нордаль придёт к власти. Али просит Нордаля сотрудничать со следствием, но тот отказывается. И когда он приходит к власти, сыны Дании обливают кислотой жену Али, а его малолетнего сына убивают. Али, в свою очередь, мстит и убивает Нордаля, которому полгода назад спас жизнь.

Долгая, долгая и душераздирающая история. Как мне показалось, неожиданная апология мусульманского радикализма. Э... Ну и что? Какие выводы? Выходит дед Хасан был прав? Нужно сразу Нордаля было убить? Только за его антимигрантские речи?

 

 

Я пожалел, что так бездумно потратил время, заметался по залам. В один зашёл – там фильм о нацистах. Хватит, думаю, мне нацистов на сегодня, и я пошёл на короткометражную российскую программу.
В зале было полно молодых лиц, лица свежие, приятные. Лица здоровые, завидую, печень органы хорошо пока работают. Здравствуй племя, молодое, незнакомое, что вы там наснимали?

Наснимали мы шесть фильмов – говорят со сцены и представляют авторов. Кратко даю описание и ставлю оценки:

«Лионелла» – 15 минут. Оценка: четыре

В горном дагестанском ауле живёт торговец холодильниками Магомед. Сын уехал в город, женился и родилась у него внучка у Магомеда. Но назвали её нетрадиционно – Лионелла, что Магомеда сильно смущает.

Заключительная сцена. К городскому дому подъезжает иномарка. Из неё выходит сын с женой. Сын направляется в магазин.

– Тебе что-нибудь купить? – спрашивает.
– Нет, у нас всё есть.

Конец.

«Рекрут» – 22 минуты. Оценка: пять

Малолетняя преступность существует не только в Неаполе, и в России полно молодёжных банд. Подросток Никита вступает в одну из них, и становится соучастником убийства участкового.

Меня заинтересовала аббревиатура АУЕ на футболке Никиты. Оказывается, она переводится как «арестантское уркаганское единство». Википедия пишет, что это криминальное движение возникло в 2000-х и его смысл заключается в поддержке воровского кодекса и сборе денег на общак. Википедия ошибается, только при мне провинциальная молодёжь собирала на общак ещё в 80-е годы прошлого века. Правда, тогда это просто называлось воровским ходом. С удивлением узнал, что «чёрный» ход сейчас распространён среди молодёжи. Почти же все зоны «красные» теперь.

«Героини» – 7 минут. Оценка: два.

Самая отвратительная короткометражка. Какая-то потасканная шлюха при помощи порно объясняет десятилетней девочке (почему-то на английском) взаимоотношения между полами.

«Эндуро» – 19 минут. Оценка: три.

Где-то далеко в сибирском посёлке четырнадцатилетний Лёха хочет купить мопед у мужика-соседа. Взамен тот просит его поджечь лес. Почему? – я так и не понял. Видимо какие-то местные бизнес-разборки.

Что-то не так с ценами в фильме. Мопед стоит пятнадцать тысяч рублей, тогда как планшет – пять.

«Ульяна» – 17 минут. Оценка: четыре.

Здесь с ценообразованием всё нормально. Ульяне, чтобы попасть в сборную по гимнастике, нужно дать взятку медкомиссии в сто тысяч. Ещё нужно как-то устранить конкурентку Сашу. Ульяна просит уступить ей, да ещё – наглость второе счастье – занять денег.

«2050» – 4 минуты. Оценка: превосходно и очень смешно.

Обшарпанная сторожка в зимнем лесу. В ней брутального вида мужик слушает кассетный магнитофон и готовит еду на плитке. Стук дверь, за дверью два улыбчивых молодых человека в фиолетовых прахах и жёлтых очках. «Хотите познакомится с продукцией фирмы «Орифлеймн»? Небритый мужик не хочет, он достаёт двустволку из без разговора стреляет одному в голову. Оказывается, это роботы. Другой робот в ужасе убегает, мужик его догоняет, тот падает на снег. «Я не робот, я не робот!» – вопит он. Мужик достаёт прозрачный планшет и требует отметить картинки, где есть дорожные знаки. Робот вздыхает. Выстрел.

Обшарпанная сторожка в зимнем лесу. Камера отъезжает и становятся видны знаки-предупреждения: «роботам вход воспрещён!»

Последняя короткометражка длилась четыре минуты – краткость сестра таланта.

 

День пятый

Новый день начался у меня с криминала, криминала по-французски.



«Постой паровоз, не стучите колёса» – герой фильма «На колёсах» только откинулся из тюрьмы и приехал к «маменьке родной». Героя, как и Одиссея, зовут Улисс, только он путешествовал в местах не столь отдалённых.

«Маменька» больна, больна тяжёлой депрессией. За ней ухаживала бывшая девушка Улисса, которая старше его на семь лет. Улисс же молод, полон энергии и ему срочно нужны деньги.

Как быстро заработать большие деньги? Формула проста. Надо арендовать фургон. Закупить сосиски, булки, прочую еду. Закупить галлоны пива и поехать на рейв-фестиваль, где начать торговать фастфудом с колёс. Да! Ещё нужно где-то достать кетамин, чтобы подмешивать его в пиво, иначе прибыль будет не велика.

Кетамин, он же калипсол, он же кеталар, он же кетасет можно достать через знакомого ветеринара, которого интересуют деньги. Итак – кетамин, пиво, фастфуд, фургон – в наличии все ингредиенты для получения быстрой и большой прибыли. Улисс со своим бизнес-партнёром отправляются в путь.

На рейв-фестивале торговля «колёсами» на колёсах идёт бойко, но не всё проходит гладко. Часть денег отнимает охрана фестиваля, организаторы их «палят» и Улисс с товарищем вынуждены бежать. На обратном пути их шмонает полицейский патруль, и им каким-то чудом удаётся проскочить без особых потерь.

В итоге, при всех этих накладках – приличная рентабельность. Что же дальше? А дальше матери Улисса доктор прописывает кетамин. «О-о-о, тут дело у пацанов пойдёт», – мысленно пожелав им удачи на их преступном пути, я покинул зал.

«Антология города-призрака»

Едешь вот как-то в поезде зимой на север, наблюдаешь из окна скучные пейзажи. Передают друг другу эстафету столбы линий электропередач. Мельтешат, чередуясь, ели и сосны, сосны и ели. Мелькают леса, просеки, перелески. Не видно ни души, одни деревья и снега, снега, снега. И вдруг открывается небольшой ледяной пустырь и перед тобой миражом проплывает несколько кирпичных домов. Господи... И здесь люди живут... Или уже не живут?

 

 

Жителей заброшенного канадского посёлка ровно 215 человек. Недавно было 216, но несколько дней назад похоронили Симона – юношу, который покончил с собой. Ну, как сказать похоронили – земля зимой такая мёрзлая, что могилу не выроешь, поэтому гроб оставили в церковном сарае до весны.

Посёлок очень маленький, мэр лично знает каждого жителя. Мэр – энергичная и бойкая женщина, обходит, подбадривает свою паству. Многие дома пустуют – приезжай и живи. Однако никто не торопится. Зимой здесь особенно тоскливо. Темнеют в снежных полях мрачные заброшенные постройки. Давит над головой серое бетонное небо. Бесконечные снега слепят глаза. Ледяными спицами пронзает холодный ветер. Что приезжим – многим местным здесь жить не хочется.

Однако и умереть здесь не получится. Оказывается, что Симона видели уже после его похорон. И не только его. То тут, то там появляются жители города, умершие в разные время. Ведут себя они тихо, просто стоят и молча смотрят на живых.

Фильм тоскливый и депрессивный, но образ, созданный в нём, очень поэтический. Это образ снежного чистилища, пограничной зоны, той мистической грани между миром живых и миром мёртвых, где они ещё могут встретиться.



Последним моим фильмом на сегодня стал «Груз». Там тоже были живые и мёртвые.

1999 год. НАТО бомбит Югославию. Водитель Влада получает задание: перевезти секретный груз из Косово на военную базу в Белград. Без особых приключений он доставляет груз на место, и случайным образом узнаёт, что он перевозил трупы убитых мирных граждан.

Несмотря на политическую ангажированность, которая, конечно присутствует, картина хороша в художественном плане. Ведь на самом деле, она отлично бы выписывалась в формат короткометражки – событий в фильме немного. Но внимание режиссёра обращено не на сам факт военного преступления. Его интересует, не смерть, а жизнь людей во время войны. Он «не отпускает» второстепенных героев, которые попадаются Владе по пути. Камера как будто их провожает, следует за ними, и прежде чем «нагнать» основного персонажа немного показывает и чем они живут.

Автор показывает, что Югославия безвозвратно изменилась. Страна никогда не будет прежней, люди в ней уже не будут жить как раньше. Сам Влада не сможет забыть тот ужас, который увидел. Но есть надежда в подрастающем поколении, последние аккорды картины посвящены ему.

 

День шестой

Шестой день, уже шестой день длился мой киномарафон. И этот шестой день я начал с просмотра финской драмы «Глупое юное сердце».



Очень романтичное и бесхитростное название – финны, вообще, несложные люди. Однако следует уточнить, что в фильме глупых сердец было два.

Эта Киира и Ленни, оба – школьники старших классов. Киира – это пухленькая девочка-коровка, похожая на Жанну Фриске, Ленни – мелкий прыщавый подросток-сморчок. Оба они сглупили. Ленни – когда не стал предохраняться, а Киира – когда позволила ему себя без предохранения. У подростков это же быстро случается. О, хочешь посмотреть прикольный ролик в интернете. О, хочу. И давай сосаться.

В итоге Киира забеременела и стоит перед дилеммой: оставлять или не оставлять ребёнка. И решает оставлять. А Ленни решает на ней женится. А что? Это же классно, когда живёшь с девчонкой и можешь теперь постоянно сексом заниматься. И ребёнок – это же так прикольно!

Условия для молодой семьи соответствующие. Киира живёт с матерью и с двумя братьями-близнецами в тесной квартире. Лемми – аналогично, с мамой, только у мамы он один. Зато мама на неделю даёт Лемми деньги. Лемми – завидный жених. Зять – не фиг взять. Оба молоды, вместе в одном классе учатся. Крепкая, устойчивая семья должна получиться, без сомнений. И финнов будет не пять с половиной миллионов, а пять с половиной плюс один.

Только вот государство квартиру не даёт, на работу Лемми не может устроиться. Кто в этом виноват? Мигранты – подсказывает Лемми старший товарищ. Что нужно сделать? Сжечь им мечеть. Фильм несколько неожиданно поменял свою проблематику. Уже не первый, и не второй я смотрю европейский фильм, где присутствует тема мигрантов. Видно, что это насущная тема для Европы.



Честно надо признать – этот фестиваль хуже, чем прошлогодний. Да – есть интересные, добротные картины, но сказать себе, что я нашёл хоть один фильм, который меня сильно зацепил, я не мог. Не мог до того момента, пока не посмотрел белорусскую картину «Сашин ад» во внеконкурсной программе «Фильмы, которых здесь не было».

Кино может быть хорошо снято, с хорошими костюмами и актёрами, с бюджетом в сотни миллионов долларов, но при этом оно может оказаться абсолютно мёртвым.

«Сашин ад» снят на VHS плёнку, сделан в формате видеоблога с тратами в 100-200 тысяч рублей, не больше, но при этом это чумовое кино. Сюжет такой.

В Минск приезжает восходящая звезда хип-хопа рэпер Оливер. Он приехал к своему виртуальному соавтору Саше. Саша когда-то засыпал Оливера своими треками, что тот, в конце концов, написал на один из них песню, и она набрала три миллиона просмотров на Ютубе. Оли и Саша стали сотрудничать.

Оливер – крутой, сразу видно звезда. Выглядит стильно, свободно общается, не чужд алкоголя и девчонок. Саша – закомплексованным юноша, худой долговязый доходяга с женоподобными бёдрами. Саша считает глупостью татуировки, не пьёт, не курит. Единственное, что его объединяет с Оливером – это музыка и знаете английского языка.

Вечером в промышленном лофте Оливер при помощи Саши даёт концерт. Концерт прошёл с большим успехом и после него Оливер остаётся тусить с девицей, а Саша, сославшись на усталость, идёт домой спать.

Только не домой и не спать идёт наш Санёк. Он идёт в подвал. Дело в том, что Саша сатанист и черпает своё вдохновение в магических ритуалах. Да, тату он не любит. Но всё его тело в ритуальных надрезах. В подвале, окруженный свечами, он, превозмогая боль, делает ещё один. Ну и кто, блин, тут самый крутой?

Великий филолог Юрий Лотман в своём труде «Семиотика кино» пишет, что кино становится интересным, когда в нём присутствует эффект обманутого ожидания. То есть герой делает то, что зритель предположить не мог. То что Сашка – сатанист я никак не мог предположить, поэтому хохотал до слёз. Актёру, сыгравшего Сашка, я бы дал приз лучшего актёра года.



В этом году на фестивале появилась новая программа «Первая серия», в которой презентуются пилотные выпуски сериалов. После «Сашиного ада» я сходил на пилот с не менее странным названием «Толя-робот».

Уже давно существует тенденция ухода хорошего кино из проката в сериалы. К сожалению, до недавнего времени в этой сфере в России было нечем хвастать. «До недавнего» – уже с прошлого года стали появляться интересные сериальные продукты отечественного производства. И, я думаю, «Толя-робот» будет одним из них.

Толя не робот, он инвалид. У него нет рук и ног тоже нет. Он живёт в старом доме провинциального города, за ним ухаживает медсестра. Толя влюблён в соседку Машу, но шансов на взаимность в таком состоянии у него нет. И тут он получает квоту на бионический протезы и «встаёт на ноги».

Сериал комедийный, и довольно смело было шутить на щекотливую тему инвалидности. Тут, как говорится, пан или пропал. Но, хочу сказать, то, что я увидел, весьма остроумно. Во всяком случае, это сериальное кино не раздражало. Вы и сами можете его заценить, он скоро появится на экране.

 

День седьмой

Это последний, день ММКФ. И на последнем издыхании я бежал до финишной прямой. Капризничал, не всё уже заходило, постоянно менял залы. Немного сходил с ума – узнавал персонажей просмотренных фильмов на улице. Не высыпался, засыпал на просмотрах. Пошёл на японский фильм «В плену у сакуры», свалился в колодец сна. Потом глаза открываю, смотрю – Домогаров играет русского офицера в японском плену.

 

 

Лицо у Домогарова такое уставшее, как у кинокритика на седьмом дне киномарафона. Оно у него всегда такое, потому что он, неплохой актёр, сильно устал играть в плохих фильмах. Этот фильм не стал исключением.

Эта картина о событиях русско-японской войны 1905-1907 годов, история любви пленённого русского офицера с японкой. Русские офицеры в плену жалуются на то, что мясо жёсткое, алкоголь не крепок и постоянно тыкают гротескным японцам, что, мол, конвенцию надо соблюдать. А потом им ещё и женщину подавай. На месте японцев я бы таких капризных в плен не брал.

 

 

Ушёл с просмотра, зашёл, как Алиса-гостья-из-будущего, в другую дверь. Там «Что ты будешь делать, когда мир в огне?» – фильм о жизни негритянского гетто. Название претенциозное и длинное – я имею слабость к длинным и красивым названиям. Картина чёрно-белая – подчеркивает тематику фильма. Нег.., простите, афроамериканцы живут у себя в квартале, и сильно не любят белых. Стоят чёрными пантерами у дороги и скандируют «Блэк пауа!!» – в небо вздымается сжатый чёрный кулак. А потом они в барах собираются и перемывают косточки белым. Накручивают себя, все годы рабства вспоминают. Всё помнят, а что не помнят – придумывают. Как-то уже неудобно себя чувствуешь из-за своего белого цвета кожи. Параллельно ведётся линия двух братьев подростков, живущих в негритянском квартале.

Отставив в сторону сарказм, скажу, что фильм снят неплохо, все нег..афроамериканцы живые. Но фильм должен был идти два часа, и вполне ожидаемо было, что кого-то из негритят убьют, на этом будет строиться сюжет. Досматривать не стал. Примечательно, что со мной из зала вышла мулатка.

 

 

Следующий фильм был из конкурсной программы и назывался «День субботний», Бангладеш. День субботний начался в столице Бангладеша, Дакке, с захвата террористами-мусульманами кафе.

Радикалы сразу провели среди посетителей кафе чистку по национальному, религиозному и социальному признакам. Были расстреляны иностранцы, индуисты, бизнесмены. В живых были оставлены только бенгальцы-мусульмане, с которыми под дулами автоматов и велись разговоры по вопросам веры и мироустройства. В ходе бесед выяснилось, что подлежат уничтожению западные империалисты, капиталисты, все не мусульмане, и а из мусульман – шииты. Интеллигенцию тоже желательно расстрелять, хотя тот террорист, который это заявлял, выглядел вполне интеллигентно и знал иностранные языки.

Я думаю, что «День субботний» должен понравиться Никите Сергеевичу Михалкову, он любит такое. В его «12» персонажи такие же пространственные диалоги вели о сермяжной правде. Фильм наивен, прост, с индийскими клише, типа: «Я узнал тебя, я помню тебя ребёнком!». Но эта наивность и простота располагает к себе.

Ещё одно обстоятельство, которое заставило просидеть весь фильм. Фильм снят одним дублем, одной сценой. Это классно. Это даже не фильм, а, скорее, театральная постановка. Причём поставлена пьеса классического стиля. Соблюдены все три закона: единство действия, времени и места.

Перед началом просмотра зрителей просили проголосовать по пятибальной шкале, я поставил этой картине «четыре».



Так. Что дальше? Зашёл на «Петерлоо» – хорошо снятый исторический фильм о старой-доброй Англии XIX века, недоброй к простому люду. Посидел там полчаса, потом пошёл на «М».

На «М» я установил личный рекорд – через 5 минут выбежал, как только узнал, что эта картина об израильском трансвестите. Посмотрев программу, пошёл на «Божественную любовь».

«Божественная любовь» оказалась фильмом-антиутопией. Герои фильма живут в Бразилии будущего и исповедуют религию, согласно которой Бог есть любовь. Только любовь ими понимается сугубо в чувственном выражении, как любовь между мужчиной и женщиной. Ведут себя новые нью-христиане, как будто экстези накушались. Выдержал я такую любовь час. Когда ехал домой вспомнил любимые строчки из послания Павла к коринфянам.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий»