Завершающая (?) часть трилогии о необычных людях в окрестностях города Филадельфия, нехватке сценарной изобретательности у М. Найта Шьямалана для того, чтобы дорисовать концовку интересным сюжетам, и проблеме личного выбора.



Окунемся сначала в омут истории главного трио.

Дэвид Данн (Брюс Уиллис) – главный герой триллера «Неуязвимый» (2000 г.), единственный выживший пассажир в крушении поезда, в результате которого погибает 132 человека. Благодаря теории своего нового знакомого он начинает замечать в своем прошлом и настоящем моменты, подтверждающие его уникальные физические возможности. И еще неуязвимый Дэвид видит ужасные деяния человека, лишь прикоснувшись к нему. Именно так Человек в плаще, как его позже назовут СМИ, найдет похитителя и убийцу, спасет его жертвы и выяснит, что его новый знакомый…

 

 

Элайджа Прайс/Мистер Стекло (Самуэль Л. Джексон) – гений, но вследствие редкой болезни “несовершенный остеогенез” имеет множество переломов и весьма хрупкие кости. У него есть своя художественная галерея, посвященная героям комиксов. И еще Прайс выдвигает теорию, согласно которой у любого такого же “ломкого” как он человека должен быть антипод с не менее уникальными “жесткими” способностями. Чтобы проверить свое предположение он подстраивает несколько катастроф, и единственным выжившим в них оказывается Дэвид Данн. В конце первой, как оказалось 15 лет спустя, части трилогии герой случайно прикасается к Элайдже и буквально видит трагедии, к которым тот приложил руку. Мистера Стекло помещают в психлечебницу для особо опасных преступников.

 

 

Кевин Уэндэлл Крамб (Джеймс МакЭвой) – ключевое лицо «Сплита» (2016 г.). Этот молодой человек работает в зоопарке, посещает психолога (у него “расщепление” личности – номинально «двойников» 24) и похищает девушек. Одна из них, Кейси (Анна Тейлор-Джой), не увидела в Кевине опасности. А зря, потому что некоторые его “натуры” были подвластны некоему «Зверю», существу, преобразующему силы своей физической оболочки в нечто нечеловеческое, влекущее гибель. От рук “оборотня” погибают две заложницы и психолог. В конце фильма мы видим Дэвида Данна в баре, где герой просматривает сводку новостей. Кейси спасена, но «Ордой», группировкой в теле одного человека, Кевина, совершены новые преступления.

 

 

С этого момента начинается отсчёт событий в новом фильме Шьямалана. Данн с уже подросшим сыном ведет дела в магазине по продаже разнообразных систем. Помимо этого отец семейства старается силами своего альтер-эго поддерживать порядок в родном городе. Сейчас главная угроза – «Зверь» и его «Орда». Благодаря своим способностям Дэвид город обнаруживает Хэдвига, мальчика девяти лет. Это одна из личностей, заключенных в теле Кевина, который приводит его к месту похищения черлидерш. Человек в плаще спасает девочек, а сам вступает в неравную, по мнению самой группировки, схватку с божеством в человеческом обличии. Тут стоит отметить, что из 24 личностей не все, в том числе сам Кевин, поддерживают радикальные меры «Зверя» и его покровителей Денниса и Патриции. Сражение заканчивается в свете прожекторов полицейских машин, Дэвид сдаётся сам, дабы избежать жертв. Самую буйную личность, мистера Крамба, заключают под стражу и затем отправляют в психлечебницу. Ту самую.

 

 

Теперь внимание зрителей будет сконцентрировано на трех пациентах и докторе Элли Стейпл (Сара Полсон, известная более всего по антологии «Американская История Ужасов»). Она, по её словам, занимается проблемой расстройства личности, в частности теми, которые считают, что являются сверхлюдьми, супергероями. Задача психолога – постараться аргументировано объяснить Дэвиду Данну, Элайдже Прайсу и Кевину Крамбу, что физически они - обычные люди, а от всех остальных отличаются психическими отклонениями.

Естественно под сомнение свои способности ни один из них не ставит, но так ли легко убедить их близких? Сын человека в плаще, мать Мистера Стекло и Кейси (да, девочка со Стокгольмским синдромом и тяжелым детством сопереживает своему похитителю, ибо «ты - такая же, как Я») прокручивают моменты прошлого, дабы убедиться в верности убеждений заключенных под стражу дорогих им людей. Естественно, мисс врач не учитывает сотни мелких деталей, и это оборачивается определенными событиями. Но ведь по этой же причине мы все и интересуемся данной лентой.

Это довольно сложно признавать, но режиссер, стараясь избежать сравнения с известными киновселенными и нарочито указывая во всех предшествующих фильму интервью и трейлерах на нетривиальность его супергероики, сделал несколько широких шагов в сторону массовых кинокомиксов. За что его и “отчитали” все, кто присутствовал на зарубежных показах. Сакральность и магнетизм предыдущих частей («Неуязвимый» - без вопросов, «Сплит» - абсолютно мимо, но отрицать очевидное я не могу) будто бы выветриваются. Сбалансированное восприятие при виде объединившихся жертвы похитителя-людоеда, сына одинокого мстителя и матери человека, который виновен в гибели сотен людей, исчезает. «Стекло» - это двухчасовой путь от авторского видения, которое у М. Найта Шьямалана так остро контрастирует со всем прочим и чем он так славен, до сугубо студийных целей. Вы можете добрую половину фильма завороженно наблюдать за где-то непоследовательными действиями героев, но вы готовы закрыть на это глаза, так как погружаетесь в атмосферу. Но затем, к сожалению, противоположная чаша весов переполняется таким сумбуром, что находиться в смоге псевдо-мистицизма уже невозможно, и приятное забвение сменяется резким отторжением.

 

Этот факт еще более удивителен, учитывая, насколько хорош актерский состав. Как всегда великолепен Самюэл Л. Джейксон, нетипично интересен образ Брюса Уиллиса, потрясает игра Сары Полсон и, конечно, МакЭвоя, отчётливо очертившего контуры ключевых фигур внутри Кевина. Такой эксперимент уже был. В прошедшем году, но в фильме совершенно другого уровня режиссер Лука Гуданьино, снявший ленту «Зови меня своим именем», пытался сотворить подобное в своем новом проекте «Суспирия» с помощью Тильды Суинтон. Она исполнила сразу три ключевые роли. Очевидно, это были разные люди, но штрихи и манера игры актрисы указывали на её вклад в создание каждого образа. В «Стекле» надобность правильного или неправильного восприятия отпадает, так как ваше впечатление зависит прежде всего от того, что вы ставите во главу угла при просмотре кино исключительно развлекательного.