Мы просыпаемся и сразу же протягиваем к нему руку. Засыпаем, если он рядом с нами. Делимся самыми забавными, важными, значимыми событиями. И нет - я не о родном любимом человеке. Речь идет о телефоне. Если вам знакомы подобные ситуации, то фильм Спайка Джонза «Она» однозначно для вас.
Действие происходит в не определенном датой, но понятном, благодаря содержанию, недалеком будущем. По сюжету картины одинокий романтик Теодор Туомбли - писатель. Но не книжки он пишет, что вы! Сфера его профессиональной деятельности гораздо глубже – личные переписки по заказу клиентов. Вместо своих скудно одаренных красноречием заказчиков Тео пишет красивые, переполненные чувствами письма. Но в то же время будучи человеком, то бишь существом социальным, сам герой загибается от одиночества.
На помощь ему приходит искусственный интеллект – новая операционная система, которая готова выполнять любые желания своего хозяина. Единственное, что предоставляется пользователю на выбор – пол, женским или мужским голосом будет говорить ОС. Даже имя искусственный интеллект способен выбрать себе самостоятельно. Это первое и, пожалуй, единственное страшное открытие в мире Спайка Джонза. Искусственный интеллект может существовать отдельно, практически не зависеть от своего создателя. И если поставить перед ним неправильную цель, а человечество каким-то образом встанет на пути ее достижения, то компьютер не преминет воспользоваться и радикальными методами. Вот только это - догадки, коих, собственно, в данной картине нет. Все в фильме завязано именно на чувствах и эмоциях, а не на технической составляющей недалекого будущего.
В фильме идеально подобрана цветовая палитра. Она дает зрителю четкое представление как о настроении героя, так и о его душевном состоянии. Весенняя, символичная, трогательная - цвета первой любви, как ее описывают в романах. Теплые оттенки свидетельствуют о настоящем чувстве, которое испытывает Теодор в отношениях со своей операционной системой. Ярко розовый, бордовый, красные цвета показывают изысканную и нисколько не пошлую страсть между человеком и бестелесным искусственным интеллектом. В противовес нежным краскам в фильме есть и серая, унылая, удушающе глубокая тень ночи, проливающая свет на горе и скорбь Тео. Картина наполнена флешбэками из прошлых отношений романтика, также подкрепленными соответствующими настроению цветовой гаммой и музыкальным фоном.
С каждой минутой фильма Теодор все больше убеждается, что отношения с искусственным интеллектом не так уж плохи, а имеют, скорее, даже массу преимуществ. Ведь у Саманты не испортится настроение в дождливую погоду и она не начнет ревновать к даме с пышными формами, проходящей мимо. Вот только операционная система главного героя очень напоминает настоящую женщину. Голос Саманты (ее озвучивает Скарлетт Йоханссон) довольно точно и ярко передает все человеческие эмоции: он дрожит от волнения, отражает радость, грусть, восторг и печаль.
Некоторые критики с негодованием отнеслись к открытому финалу, посчитав его «слабым». Но это весьма поспешный вывод. Картина «Она» несмотря на не особо затейливое развитие сюжета, заканчивается весьма логично. «Задумайтесь, – обращается режиссер к своим достопочтенным зрителям. - Посмотрите, к чему вы так упорно движетесь в своей односторонней зависимости».
Возникает лишь один вопрос: почему Американская киноакадемия «вручила» фильму премию «Оскар» в номинации лучший оригинальный сценарий? Ведь в последние годы, кажется, только ленивый не задумывался о будущем человечества среди роботов и искусственного интеллекта. В силу сложившейся парадигмы уже появилось множество картин, разными красками рисующих фантазии режиссеров и сценаристов. Можно найти фильмы на любой вкус: от фантастики с акцентом на страшные последствия технической революции, ярким примером чего является британский телесериал «Черное зеркало», до мультфильмов, в которых робот начинает испытывать чувства к представителю подобного себе «вида».
Вероятно, гиперболизированная любовь человека к своему компьютеру сыграла здесь главную роль. Но претензия на оригинальность в фильме так и остается только претензией. Ведь в кого только не влюблялись люди на протяжении существования кинематографа: в надувных кукол, химер, собственноручно созданных существ… Фантастический аспект картины слабоват, но ее красота и эмоциональная экспрессия достойны внимания.
Автор: Эльмира Ахмедова