1 марта 2018 года в прокат выйдет фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». Картина будет транслироваться на экранах кинотеатров лишь четыре дня. Фильм повествует о нескольких днях жизни великого писателя. Время действия – 1971 год.
На пресс-конференции в информационном агентстве «ТАСС» на вопросы о фильме, уже номинированном на премию Берлинского международного фестиваля, отвечали режиссер картины Алексей Герман-младший, продюсеры Константин Эрнст, Андрей Савельев, Артём Васильев, художник-постановщик Елена Окопная, исполнительный директор «Фонда кино» Антон Малышев и директор департамента кинематографии Министерства культуры Ольга Любимова.
Разговор о фильме начал режиссер картины Алексей Герман-младший. Он с удовольствием поделился своим мнением о фильме и номинации на Берлинале.
Алексей Герман-младший: Для нас эта картина важна не только как дань уважения тем людям, к которым мы относимся с восхищением, - Довлатову, Бродскому, - это дань памяти городу, времени. Я сам из Петербурга, вырос примерно на тех же улицах. Для нас очень важно было снять данный фильм, потому что тогда была замечательная эпоха в Петербурге. Много талантливых людей. Наверное, сейчас столько собрать невозможно. До сих пор не верю, что мы это сделали. Сложно картина начиналась. Как воспримут ее западные люди – не знаю. Мы старались сделать фильм нашим, не очень экспортным.
Следующим взял слово генеральный директор «Первого канала», продюсер фильма «Довлатов», Константин Львович Эрнст:
Хотел бы сказать, что продолжается хороший год русского кино. Блестящие результаты нескольких последних картин в прокате, Звягинцев на «Оскаре» и Довлатов на Берлинале. Кинематографисты разобрались в большей степени, чего хотят их соотечественники.
Что касается Довлатова: во-первых, Бродский и Довлатов – абсолютно культовые фигуры. Если Бродский стал культовым еще будучи довольно молодым, то Довлатов – на наших глазах. Даже в фильме видно, что ему не хватает признания.
Что касается понимания или непонимания на Берлинском фестивале: жюри, конечно, ничего в этом не понимает, слишком специфический период - питерский, советский, сложный. Это не так важно.
Знаете, живопись устроена таким образом: ты понимаешь, живопись это или нет. Сюжетность – вещь вторичная. Это кино живописное.
Кажется, отбор в один из главных фестивалей – уже признание, демонстрация того, что русское артхаусное кино в мировом тренде. Кроме того, это очень хороший фильм, в атмосферу которого погружаешься. Иногда там промозглый холодок, а иногда тепло, как в квартире у друзей, к которым ты зашел с мороза.
У фильма «Довлатов» уникальный прокат. Картина будет в кино только с 1 по 4 марта. Почему?
Андрей Савельев: Кино – синтез искусств. Мы решили, что было бы неплохо попробовать новый формат, который мы берем из демонстрации других форм искусств. Например, гастролей классического оркестра, выставок. Решили, что если попробуем такой эксперимент, это обратит большее внимание на картину не только любителей артхаусного кино, но и обычного зрителя.
Расскажите и об акции «Выходные с Довлатовым», которая пройдёт с 1 по 4 марта.
Андрей Савельев: Необычную форму проката надо было как-то поддержать. И мы подумали, что, раз люди ходят в кино в основном на выходных, мысль, чтобы люди провели выходные с Довлатовым, - хорошая. Мы попросили наших товарищей, друзей, поклонников Довлатова поддержать эту акцию, вспомнить любимые цитаты Сергея Донатовича и призвать зрителей провести выходные с Довлатовым.
Была проведена колоссальная работа художника-постановщика. Сложно уходить в историю, искать конкретный реквизит. Одежда, обстановка - попытались воспроизвести все до мелочей. Насколько сложно было решить эту задачу? И расскажите об отклике петербуржцев, которые помогали с реквизитом.
Елена Окопная: Основной сбор вещей происходил с августа по январь включительно, дальше мы дополнительно находили какой-то реквизит. В том числе общались с архивами города. Мне казалось важным повторить до мелочей и архитектуру малых форм, ведь она формирует ощущение времени.
У нас были потрясающие артисты малых сцен. Они проявили невероятную инициативу. Приносили помимо вещей частные архивы, фотографии, это очень помогло. Для меня в этом фильме было очень важно составить ощущение каждого голоса в отдельности, а не формировать ощущение толпы. Мне кажется, важно не просто повторить документальную составляющую, но и сформировать живописное полотно или все это будет неорганично.
Алексей Герман-младший: Все, что есть в картине – построено в выселенных домах или сделано в заброшенном интернате. Городились стены, специально создавались обои того времени, стелились полы, ставились двери. Поэтому мир картины получился достаточно достоверным.
Расскажите о работе с актерским составом.
Алексей Герман-младший: Искали долго, мучительно. Очень долго – Довлатова и Бродского. Помню, сидим, показывают каких-то Бродских, и понимаем, что какая-то ерунда. Константин Львович говорит:
«Что-то это не Бродские какие-то. Симпатичные, но не похожи. Алексей, попробуйте Артура». (прим. редакции – речь идёт об актёре Артуре Бесчастном)
И так у нас появился Бродский. Параллельно мучительно искали человека, который хоть немножко был бы похож на Довлатова. Нам казалось важным, чтобы он и обаятельным был, и тонким, и ранимым, и харизматичным, и немного на мужчину похож, чтобы девушки в него влюблялись.
Наш ассистент, просматривая актеров разных стран, обратил внимание на сербов. Они прекрасно прочли Чехова и должны были приехать. Из двух актеров приехал только один. Когда Ми́лан вошёл, довольно быстро мы убедились, что это Довлатов. Что у него прекрасное чувство юмора, что он тонкий, обаятельный, одна проблема – не говорит по-русски.
Тогда мы поселили его в Петербурге, чтобы печаль какая-то появилась. Откармливали салом, пельменями. Он прожил так 5 месяцев, и когда оказался готов, мы приступили к съемке.
Довлатов всегда пишет от первого лица. Когда вы работали над фильмом, как вы отличали довлатовскую правду от художественного вымысла и как вы смогли взаимодействовать с семьей Довлатова?
Алексей Герман-младший: Мне кажется, что есть два Довлатова: Довлатов и лирический герой. Настоящего Довлатова знают семья, близкие люди. Есть наше ощущение от того, каким мог бы быть Довлатов, его и попытались воплотить. Мы не претендуем на документальность, мы попытались создать какой-то свой образ.
Семья Сергея Донатовича вела себя благородно, они с самого начала были с нами, очень много помогали, подсказывали. Они для нас были друзьями и союзниками. Спасибо им огромное.
В чем актуальность писателя для молодого поколения? Чем его произведения будут прежде всего интересны молодёжи?
Алексей Герман-младший: Мне кажется, Довлатов не в актуальности состоит, а в доверительном разговоре. Он вам не проповедует, не учит. Он разговаривает с вами за одним столом, иногда немного выпивает, рассказывает что-то смешное. Он ваш товарищ, собеседник и равный вам. В русской литературе он один из немногих открытых, в хорошем понимании доступных авторов.
Сейчас знаменита фраза «Поэт в России - больше, чем поэт» (прим. редактора: автор высказывания - Е.А. Евтушенко). Довлатов не был больше, чем поэтом. Мне кажется, это и подкупает, поэтому к нему и идет поколение. Мы когда хотели показать Фонду кино, что «Довлатов» нужен, сделали документальный фильм с опросом жителей Петербурга о Довлатове.
Съемочная группа пришла в кафе и спросила у посетителей, любят ли они Довлатова. Один симпатичный человек сказал: «Пойдёмте со мной». Повел куда-то девушку и оператора и привёл в туалет. Все очень удивились. Затем он начал снимать штаны, и все перепугались ещё больше. Выяснилось, что у него на всю ногу огромная цветная татуировка Довлатова. Цветной, обаятельный, мужественный, красивый Довлатов. Это народная любовь.
Вы воспринимаете Довлатова как асоциального элемента всей системы: и российской, и советской, и американской, или же как человека, встроенного в эту систему, но не понимающего, как в ней жить? Есть ли в каждом из вас кусочек Довлатова и какой он?
Константин Львович Эрнст: Честно говоря, хороший писатель вне социально-политических аспектов. Хороший писатель – про людей.
Люди за последнюю тысячу лет не изменились. Гоголь – остроактуальный писатель, и Довлатов - тоже. Он про жизнь, про смыслы, про любовь. Хотел бы думать, что во мне есть частичка Довлатова, хотя бы потому, что я прочитал все его книги, и это часть моей памяти и любви.
Для Иосифа Бродского Довлатов всегда был Серёжей. Он разделял личность Сергея Донатовича и писателя. Кого вы пытались показать в фильме? Насколько удалось уйти от стереотипов о Довлатове?
Алексей Герман-младший: Какие-то вещи мы старались исследовать тщательно. У нас есть стихи Довлатова в переводе, которых никто не знает. Мы даже обнаружили рассказы Бродского, написанные в стиле Довлатова. Видели записные книжки, где рукой Бродского впервые записан телефон Довлатова.
Елена Валерьевна Окопная провела огромную работу по изучению мира Довлатова. Она знает, в какой комнате в коммунальной квартире он жил, и кто были его соседи. Мы старались ориентироваться не только на мифы.
Довлатов - не только человек, который правой рукой пил, левой рукой писал, выгуливал Глашу ногой и сидел среди зимы в халате на Невском. Он был трудоголиком, очень много писал. Сергей Донатович был человек волнительный, сложно устроенный, и не всегда похож на существующие стереотипы: халат, алкоголь и лень.
Автор: Анастасия Фатуева