Да что у меня – у самого Тарантино челюсть отвисла, когда он в 2004 году, будучи председателем в Каннском жюри, посмотрел эту кинокартину.
«Это абсолютный шедевр, такие фильмы выходят раз в десять лет», – признал он.
Потом ещё сказаля, что при просмотре расплакался вместе с главным ... злодеем (чего можно ожидать от Тарантино!). И в том году «Олдбой», картина корейского режиссёра Пан Чхан Ука, получил гран-при Каннского фестиваля.
Нужно сказать, что фильм Квентина Тарантино «Убить Билла», представленный тогда во внеконкурсной каннской программе существенно уступает творению корейского режиссёра. Но не потому что Квентин снял плохое кино – у Тарантино, как бы он ни старался, никак не получается снимать плохие фильмы, – а потому что корейский «Олдбой» очень крутой. К чему я вспомнил «Убить Билла»? Да просто оба фильма о мести.
«Месть – это блюдо, которое подают холодным», – писал в одном из своих произведений автор авантюрно-криминальных романов француз Эжен Сю. Этот афоризм упоминается в «Убить Билла». Но у Пхан Чхан Ука кухня азиатская, и месть он подал по своему рецепту, очень горячей и сильно приперчёной.
О Дэ Су, главный герой фильма, – весёлый и забавный парень. Он любит выпить, а пьяным подебоширить, и вот однажды на день рождения своей трёхлетней дочери он в нетрезвом виде попадает в полицейский участок. Поздно вечером он оттуда выходит, но на этом его приключения не заканчиваются. Его похищают неизвестные и помещают в однокомнатную квартиру-тюрьму, где он проводит взаперти пятнадцать лет.
В течении пятнадцати лет он не видит никого и ничего кроме стен своей тюрьмы. В его комнате нет окон, можно только смотреть телевизор. Еду ему подают через щель внизу двери. Чтобы его постричь и привести в порядок, в комнату пускают усыпляющий газ. И вот через пятнадцать лет после очередного сеанса газотерапии О Дэ Су просыпается в чёрном чемодане(!) на крыше многоэтажки. На нём отглаженная рубашка, дорогой костюм, волосы взъерошены, а сам вид несколько безумен. Естественно, что к неизвестным, из-за которых он так бездарно провёл время, у него накопилось очень много вопросов. Он хочет всех найти их и очень больно всем им отомстить – в своей однокомнатной тюрьме он к этому готовился, усиленно занимался физкультурой. Начинается расследование.
А? Какова завязка? Неожиданно выпасть из реальной жизни на пятнадцать лет и однажды очнуться после заточения в чемодане на крыше высотки? Ну офигеть же можно! А что дальше происходит – это просто непрерывный ахтунг! Драки, погони, секс, гипноз. Вырванные зубы, отрезанный язык, отрубленная рука – корейский граф Монте-Кристо несмотря ни на что хочет узнать всю правду. Он хочет узнать, почему так с ним поступили, он хочет отомстить.
События развиваются так извилисто и быстро, как устремляемся вниз горная река. Ты никак не можешь угадать, что будет дальше. Удивляешься фантазии автора, как он с особой азиатской извращённостью выкручивает сюжет. Это конечно треш, треш лютый, но фильм снят настолько круто, что можно поставить его в ряд с любым признанным произведением киноискусства.
Любое ваше предположение о концовке будет ложно, это стопроцентно – вы, как и я, не обладаете таким анормальным воображением корейского режиссёра. Это шедевр, «абсолютли», – соглашусь я с Тарантино.
Тут остановлюсь и предлагаю тем, кто не смотрел фильм, всё-таки его посмотреть, прежде чем дальше читать эту рецензию. Только не забудьте увести от экранов детей и пристегнуть ремни.
Посмотрели? (Спустя 2 часа) Идём дальше!
Чем же интересен «Олдбой», помимо того, что он превосходно снят – кстати, при всей зрелищности картины в ней почти не использовалась компьютерная графика – и тем, что в нём, как и в рядовом остросюжетном фильме, есть драки, секс, погони, убийства? А тем, что эта картина не такая уж и азиатская, и ориентирована вовсе не на Восток, а на Запад. «Олдбой» основан на сильном бэкграунде западной культуры. Случайно это вышло или намеренно задумано, но это так.
Обратимся к европейской классике. Во-первых, вспомним Дюма и всех его безызвестных литературных негров, которые написали вместе с ним знаменитый его роман «Граф Монте-Кристо» – главного персонажа этого романа я уже упомянул выше. Узник, который отсидел пятнадцать лет (граф у Дюма отсидел четырнадцать, в фильме годок накинули) выходит на свободу с планами мести.
Но месть вышла настолько иррациональной и безумной, да к тому же, оказалось, что не главный герой мстит, а мстят чудовищным образом ему, поэтому стоит вспомнить шекспировского Гамлета. Вот где тоже пример безрассудной мести. В конце пьесы все основные персонажи мертвы, восемь трупов, кровь бежит по ступеням.
Но спустимся ещё глубже, к самым истокам европейской литературы. И, спустившись, мы увидим, как из тумана веков появляется старик с посохом. Он неуверенно тычет вперёд палкой, он слепой. Под руку его ведёт девушка. Это царь Эдип из Древней Греции, главный герой трагедии Софокла. А девушку зовут Антигона, она является Эдипу и дочерью…и сестрой. Эдипу напророчили, что он убьёт своего отца и женится на своей матери, и это пророчество сбылось. Мать (и жена) Эдипа, когда всё открылось, повесилась, а Эдип выколол себе глаза.
Так и Олдбой, выйдя на волю после заточения и проведя, как и Эдип, своё расследование, выяснил, что он вступил в инцест со своей дочерью. Только Эдип лишил себя глаз, а Олдбой, не в силах что-либо изменить, отрезает себе язык.
Эдипа к развязке вела воля богов, но и главного антагониста фильма (с кем расплакался Тарантино) не назовёшь человеком. Слишком он демонический, слишком изощрённая у него месть.
– Так стоит ли это кино предлагать читателям? Это же какой-то треш! Причём корейский! Ты сам написал! – в конце рецензии спрашиваю сам себя. И отвечаю на свой вопрос вопросом: а разве «Царь Эдип» Софокла не треш?