«Полночь в Париже» - далеко не новый фильм Вуди Аллена. Впервые его показали в 2011 году на Каннском кинофестивале, где он и начал собирать положительные отзывы кинокритиков и высочайшие оценки на специализированных интернет-порталах (93% на Rotten Tomatoes). Как закономерный итог - в 2012 году он получил премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Спустя восемь лет после премьеры кажется, что восхищение фильм заслужил только из-за имени и заслуг своего великого режиссера, поскольку чего-то действительно выдающегося в нем нет.



Голливудский сценарист Гил (Оуэн Уилсон) вместе со своей невестой Инес (Рэйчел МакАдамс) приезжает в Париж, чтобы навестить ее родителей. В последнее время он очень недоволен своей основной работой, и вместо ежедневного труда над «глупыми комедиями» хочет дописать книгу, герой которой, конечно, он сам. Невеста Гила - глупая и недалекая, ее родители - такие же. Прогулкам под дождем по Парижу они предпочитают бутики и рестораны, а к будущему зятю относятся как к глуповатому и капризному ребенку.

Гил все время говорит о том, что считает себя лишним в этом времени, и хотел бы родиться на сотню лет раньше. Однажды во время ночной прогулки он садится в такси к незнакомой компании, которая привозит его на вечеринку в 1920-й год. Там он встречает Хемингуэя, супругов Фицджеральд и весь парижский бомонд.

 

 

То, что фильм будет полуторачасовой одой Парижу, становится ясно сразу. Первые минуты ленты — это красивая нарезка кадров города под французскую мелодию. Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть на широкие бульвары, сады и старинные здания, но ближе к середине вступления эти вставки начинают настораживать. Думаешь, тот ли сайт ты открыл для просмотра, и почему фильм Вуди Аллена так похож на видео в WhatsApp, которое из путешествия тебе прислала троюродная тетя.

Кажется, что восхищение режиссера городом пошло в ущерб его сюжету, он выглядит второстепенным и непродуманным, будто Аллен обрисовал общую идею, но не потрудился ее раскрыть.

Начнем с героев. Больше всего вопросов вызывает невеста Гила Инес. Она воспитывалась в обеспеченной семье, привыкла к дорогой мебели, украшениям, ресторанам и не собирается что-то менять в своей жизни. Гил же планирует бросить высокооплачиваемую работу в Голливуде и перебраться в Париж, чтобы дописать книгу. Из-за этого у пары часто возникают ссоры. Как выясняется позже, Инес не устраивает в женихе не только его желание уехать из Америки, потому что она цепляется буквально ко всем его действиям, словам и мечтам. Гил все терпит с доброй улыбкой. И даже не то чтобы терпит — в фильме ни разу не показано, что поведение будущей супруги его как-то оскорбляет или раздражает, кажется, он им даже доволен.

 

 

Странно, что такие люди вообще смогли полюбить друг друга. Предположим, что у Гила большие доходы от сценариев, и невеста с ним из-за денег. Но это не объясняет их роман, потому что сама Инес из богатой семьи, а ее родители недолюбливают Гила и с удовольствием бы подобрали дочери более подходящую партию. К тому же Инес - довольно плоский персонаж, с женихом у нее нет никаких точек соприкосновения. Более того, она с легкостью признается Гилу в измене и даже не извиняется, считая это его виной, но на свадьбу продолжает рассчитывать. Их разрыв слишком ожидаем, и не вызывает сочувствия ни к одной из сторон.

Гил тоже не очень располагает к себе — он выглядит каким-то мямлей и занудой, который не может вразумительно объяснить ни желания переехать в другой город, ни недовольства жизнью. На протяжении полутора часов он просто повторяет фразы о том, что родился не в той эпохе, и никто его не понимает. Странными кажутся и его чувства к Инес, потому что позже он влюбляется сразу в двух девушек — любовницу Модильяни и Пикассо, эффектную Адриану из прошлого и романтичную продавщицу антикварной лавки Габриэль. Эти женщины похожи на главного героя, они любят искусство, Париж и томные разговоры. На их фоне Инес кажется Гилу еще менее интересной.

 

 

Оуэн Уилсон не слишком подходит для своей роли. Его типаж ближе к комедийным персонажам. Он не соответствует Парижу прошлого века, чего не скажешь, например, о Марион Котийяр (Адриана), которая в фильме, как впрочем, и везде, просто идеальна.

Непродуманны и перемещения героя в прошлое. За ним приезжает старинный автомобиль и увозит во времена Гертруды Стайн. Но о том, как он возвращается обратно в свое время, ничего не говорится — просто каждое утро Гил просыпается в своем гостиничном номере.

 

 

Сначала кажется, что такие путешествия доступны только ему, как избранному. Он — романтик, мечтающий жить столетием раньше, в награду получает все, что хотел. Гил ходит на вечеринки с величайшими писателями и художниками, лучшие критики читают его книги, и девушка мечты гуляет с ним по ночному городу. Но, как выясняется, временной портал открывается для всех: так в эпоху средневековой Франции попадает даже частный детектив, которого отец Инес нанял следить за Гилом. Исходя из этой логики перемещений, в прошлом должны оказаться все люди, которые в полночь вышли побродить по городу.

Необъяснимы и некоторые действия героя. В антикварной лавке он случайно находит дневник девушки Адрианы и понимает, что это и есть его полуночная возлюбленная. Он читает ее записи и останавливается на описании серег, его подарка. Но он почему-то не бежит в ближайший ювелирный магазин, а просто крадет серьги у невесты, чтобы передарить их любовнице. Этот момент фильма абсолютно нелогичен, он не приводит ни к комическим, ни к драматическим последствиям. Время этой сцены можно было бы потратить на объяснение теории перемещений во времени. «Полночь а Париже», конечно, не научная фантастика, но пару деталей можно было бы и доработать.

 

 

Этим фильмом можно восхищаться, только если тебе 16, и ты страдаешь навязчивой идеей переехать во Францию. По сути, он скучный и в нем нет явной кульминации. Кажется, что главной целью Вуди Аллена было запихнуть в эти полтора часа как можно больше имен знаменитостей, цитат и произведений искусства, а не выстроить внятную сюжетную линию.

Что можно сказать в этой ситуации? Снято, действительно, красиво, и костюмы шикарные. Мне даже захотелось купить черное платье с бахромой и пайетками и поехать на вечеринку к Фицджеральдам потанцевать под зажигательный джаз, выпить шампанского из круглых бокалов, а потом выкурить сигарету на берегу Сены.

 


Автор: Анна Дреботий