«Портрет Дженни» (Portrait of Jennie) ‒ чёрно-белый (по большей части) мистический детектив 1948 года. В фильме творятся очень странные дела, ведь главная героиня явно каким-то образом перемещается во времени.
Также «Портрет Дженни» рассказывает историю молодого, но недооцененного художника Эбена Адамса. Он бесцельно бродил по улицам Нью-Йорка, пока не встретил Дженни. Очарованный её красотой, Адамс решил написать портрет девушки. Именно с этого события его карьера пошла в гору. Позже «Портрет Дженни» стал одной из лучших картин в Метропόлитен-музее (The Metropolitan Museum of Art).
«В прекрасном правда, в правде красота — вот всё, что нужно помнить на Земле»
© Джон Китс
Эта цитата из начала фильма отсылает нас отнюдь не к романтической линии, но тесно с ней связана. Она говорит нам о ранних картинах Эбена, которых никто не хотел покупать, потому что они были сделаны без чувства прекрасного, без любви — безжизненными. Мисс Спинни, владелица магазина с картинами, сказала, что в его ранних картинах «нет ни капли любви». Однако период его картин после встречи с Дженни признали самым лучшим: ведь человек начинает видеть прекрасное, если одухотворен или влюблён.
«Кто знает, может быть жить — значит умереть, а умереть — жить»
© Еврипид
Несмотря на то, что сюжет строится вокруг романтической линии, фильм всё же задаёт немного другую проблему: жить, но быть мёртвым внутри, или быть мёртвым, оставаясь живым. Доказательство тому — жизнь Эбана. Он просто жил изо дня в день, не думая о будущем, писал картины, потому что ему это нравилось. И только после встречи с Дженни жизнь для него обрела смысл.
Он уже не просто хотел создать хороший портрет. Он хотел запечатлеть Дженни на холсте, потому предполагал, что раз она из другого времени, то они могут и не встретиться больше. Для него «Портрет Дженни» был не просто картиной. Он вложил в неё всю любовь, которую испытывал к девушке.
Цитату Еврипида можно трактовать и иначе: люди могут выживать, существовать, не испытывая потребности в любви или других социальных связях. Однако посмертные творения могут увековечить человека, оставить память о нём в истории. О Дженни никто не знал, кроме тех, кто знал её при жизни. Картина помогла миру узнать о том, что когда-то была очень красивая девушка по имени Дженни. В начале и конце фильма говорится о том, что подлинность этой истории под сомнением, поскольку никто не может точно сказать, действительно ли эта история любви была на самом деле. Но то, что изображено на портрете, заставляет людей верить, что эта девушка действительно существовала.
Кроме сюжета, в этом фильме есть ещё одна особенность — визуальный ряд. В сороковые-пятидесятые годы XX века ещё не существовало компьютерной графики, поэтому процесс кинопроизводства был затруднён. Однако, в 1949 «Портрет Дженни» выиграл премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. На первый взгляд, может показаться, что ничего особенного: путём перехода на другое лицо удавалось скрыть Дженни из кадра, но для того времени это было необычно и ново. Путём простых склеек и перекрытий через другие планы команде удалось создать мистическую загадочную атмосферу, которая и цепляет зрителей.
Важно отметить ещё роль цвета в фильме. Больше половины мы смотрим на чёрно-белое изображение, тем самым больше обращаем внимание на то, что происходит, так как нет отвлекающего фактора, то есть, цвета. В эпизоде с маяком режиссёр Улиям Дитерле (William Dieterle) решил использовать зелёный цвет, благодаря чему, шторм выглядел действительно зловеще.
После мы видим сепию, как ознаменование нового этапа в жизни Эбана. И, наконец, в последней сцене мы видим единственный цветной кадр во всей киноленте — портрет Дженни, жемчужина и главная связующая всего фильма. Благодаря этому маленькому по хронометражу отрезку фильма, она отчётливо врезается в память, и производит на зрителя большое впечатление.
«Портрет Дженни», по мнениям кинокритиков, является вершиной карьеры Уильяма Дитерле. Как и портрет для Эбана, этот фильм вобрал в себя всё мастерство режиссёра и увековечил его в истории.
Автор: Ксения Зуйлова