Странные мысли одолевают при просмотре «Последних джедаев» (реж. Райан Джонсон), восьмого эпизода космической эпопеи «Звёздных войн». В детстве всегда «болел» за повстанцев. Но с возрастом почему-то стало нравиться слово «империя». С годами всё больше прельщает «тёмная сторона».

Ласкает взгляд тоталитарная эстетика. Однотонные элегантные мундиры. Чёрная, после ребрендига, форма капитанов. Белые, начищенные до блеска, панцири легионеров – космической пехоты. Парчовый, расшитый золотом азиатский халат верховного злодея, восседающего на троне в красном зале. Неотвратимость наказания. Казнить, казнить, нельзя помиловать. Повсюду полный порядок и жёсткая вертикаль. Иерархия. «Цветущая сложность». Всё и все на своих местах. А какие у них красивые корабли! Великолепные дредноуты – плывущие в молчании космоса нагромождения металла остро-пирамидальной формы. Красота, дух захватывает!

 

 

У «сопротивленцев злу» всё наоборот – демократия, временами перетекающая в анархию. Пилот может не подчиниться приказу, устроить дебош на капитанском мостике, и даже… поднять мятеж! Генеральный штаб Сопротивления напоминает пёстрое сборище феминисток и представителей ЛГБТ-сообществ. Рядовые повстанцы все чумазые, в мятой, грязной форме. Одеты – кто во что горазд. На борту командирского крейсера также бродит всякий сброд и «расовонеполноценные» существа с других планет. И у них, кстати, в руках лазерное оружие. Повстанческие корабли – сплошной металлолом. Всё постоянно ломается, техника искрит, отказывает.

Немудрено, что даже при случайной победе Республики «империя нанесёт ответный удар». Как же я мог в детстве «топить» за Сопротивление? Что это? Возраст? Конфликт отцов и детей в одном лице? А, может быть, предчувствие наступающего будущего?

 

 

Меня можно назвать ровесником этой космической эпопеи. Первый фильм серии «Звёздных войн», снятый Джорджем Лукасом, вышел в 1977 году, незадолго до моего рождения. Фильм снискал огромный успех, и на то были объективные причины.

Совсем недавно началась космическая эра, и в то время существовала «мода» на космос. На орбиту Земли выводились космические станции. К соседним планетам запускались исследовательские зонды. Человек уже вышел в открытый космос и прошёлся по Луне. Его взгляд ещё устремлён вверх, к звёздам и новым планетам, а не как сейчас, в чёрную дыру айфона. Человечество стремилось к космическим просторам, а не тонуло в болоте соцсетей виртуального мира. Если в то время спросить случайного подростка кем он хочет стать, то с большой вероятностью можно было бы услышать ответ: «Космонавтом!». Поэтому история паренька Люка Скайуокера с провинциальной планеты, волею судьбы втянутого в противостояние сил добра и зла, стала так популярна в конце 70-х.

 

 

В первых «Звёздных войнах» также нашла отражение «холодная война» между США и СССР, частью которой было и соревнование по освоению космоса. Неслучайно в 1983 году американский президент Рональд Рейган назовёт нашу страну «империей зла». Здесь точно не обошлось без дискурса «Звёздных войн». По причине такой «холодности» отношений между двумя мировыми гегемонами фильм Лукаса появился в СССР с десятилетним опозданием, в конце 80-х, когда задули «ветры перемен» и «империя» стала рушиться. Фильм, правда, смотрели не в кинотеатрах, а в видеосалонах, которые стали массово открываться в то время. Их интерьер был без особых излишеств. В затемнённом помещении (красный уголок в школе, зал для производственных собраний на предприятии, помещение кафе или столовой, оборудованный подвал и пр.) на столе стоял выпуклый цветной телевизор. Рядом с телевизором – сочленённый с ним щупальцами проводов видеомагнитофон, который не каждый мог в то время себе позволить. Перед этой конструкцией – расставленные ряды стульев для зрителей. Видеосалоны, наверное, можно считать «секретным оружием» против советской «империи», они вербовали «повстанцев» среди молодого поколения, неискушенного западными блокбастерами.



Сейчас ты далеко не подросток и сидишь не на стуле, а в удобном кресле. На экране, как и 30 лет назад, очередная серия «Звёздных войн». Однако такого, как в детстве, восторга не испытываешь. И тут дело уже в возрасте.

Современные «эпизоды» знаменитой космической саги преследует только одну цель – максимальное извлечение прибыли из старого бренда. Снова жуётся давно пережеванная пища. В фильме нет ни одного нового более-менее оригинального персонажа. Если, конечно, не считать Кайло Рена в исполнении довольно перспективного актёра Адама Драйвера. Но разве можно сравнить этого прыщавого парубка с его «героическим» дедом, Дартом Вейдером? Ну какой из этого неудачника злодей? Еле сдерживаешь смех, когда он снимает свою маску утконоса и строит обиженное лицо. Так и хочется дать ему подзатыльника: «Не позорь память деда!»

 

 

Сюжет убогий. Кто в лес, кто по дрова. Всё притянуто за уши. Что? Где? Куда? Зачем? Непонятно. При кажущейся активности нет напряжения, нет атмосферы приключения. Нет пространства, в конце концов – это в открытом-то космосе! Всё кажется не настоящим. Не покидает ощущение, что ты просто находишься в съёмочном павильоне. Не помогла ни стилизация под первые серии саги, ни выписанные со складов стальные динозавры из «пятого эпизода».

 

 

Авторы не удосужились поработать и с музыкой – она просто льётся нескончаемым потоком на заднем плане. Ни одной паузы! Видимо, так задумано – музыка должна заполнить пустоту происходящего. Для сравнения хочется вспомнить прекрасное музыкальное оформление старых «эпизодов» и особенно – зловещую партию Дарта Вейдера. Имперский марш – великолепная композиция, достойная уровня «Полёта валькирий» Вагнера.

 

 

Контрольный выстрел – ужасный русский дубляж. Тут всё ясно – времени на хорошую озвучку нет, надо быстрей рубить бабло. Деньги, деньги, деньги… Как и положено коммерческой фальшивке, фильм длится ужасно долго – два с половиной часа. И если бы не тайком пронесённая в зал бутылка шампанского с новогоднего стола, не знаю, смог бы я вытерпеть до конца. Современные сиквелы – сплошное разочарование. Куда же пропал восторг детства, куда пропали последние джедаи? Наверное, ушли за хорошим кино и не вернулись.