Канада. Огромная страна, вторая по территории после России. Располагается примерно на тех же самых широтах, что и наша северная держава, поэтому климат, флора и фауна очень схожи. Природа, как и у нас, очень живописна. Хвойные леса, высокие сосны, пушистые ели, до дна прозрачные озёра, луга с нежно-изумрудной травой, золотистые поля пшеницы. Эх, а воздух! Воздух такой чистый, что иногда кружится голова от переизбытка кислорода. Поют птицы, журчат, теребя камешки, ручейки, плывут по небу развалины воздушных замков. Чу! Хрустнула ветка в лесу. Это пришли зомби.



Именно в лесах Канады и происходит действие картины «Голодные Z» (реж. Робин Обер), на который я сходил. Я – это кинооборзева.., тьфу, кинообозреватель Artifex.ru Дмитрий Иванов, а Z – это, как вы поняли, – зомби. Я и Z – не совсем удачная комбинация, на мой взгляд, но, наверное, среди читателей Artifex.ru, есть и любители зомби-фильмов. Правда, смею предположить, что таких меньшинство, и, как вы поняли, к числу их я не отношусь. Хотя, надо сказать, мне запомнилось несколько картин. Первая – это «Пожиратели плоти» – помните, там, где щепка медленно вонзается в глаз женщины? Прекрасно же! Зрелищно! Потом «Обитель зла» с милой Милой Йовович – правда, для меня была интересна только первая часть. Ещё, пожалуй, «Я-легенда» – но там не совсем зомби, а полу-зомби – полу-вампиры, а в одноимённой книге, взятой в основу сценария, на самом деле, всё-таки вампиры. В кино мне понравилась атмосфера, атмосфера тотального одиночества главного героя. И последнее, что я увидел и что мне запомнилось на эту тему – это забавная рекламная короткометражка «Z» нашего талантливого соотечественника, режиссёра Василия Сигарёва.

 

 

Что можно рассказать о зомби? Возможно я многих удивлю, но скажу, что появление зомби-фильмов является отнюдь неслучайным культурным феноменом. Активное производство картин на эту тему пришлось на конец 70-х годов прошлого века. К тому периоду Вторая Мировая война давно закончилось. После войны, как следствие, резко увеличилась рождаемость. Также установился ядерный паритет двух сверхдержав, США и СССР, который обеспечил относительный мир на планете. Была решена проблема голода – ещё в первой половине прошлого века люди от него умирали. Вследствие всего этого – увеличение благосостояния и огромный рост населения. Города заполонили толпы людей. Население планеты с каждым годом и сегодня продолжает расти.

Как известно из психологии, толпа живёт по другим, своим, законам, чем отдельная личность. Индивидуальность человека, находящегося долгое время в толпе, стирается, он становится безликой единицей единого коллективного тела, и в нём порой пробуждаются животные инстинкты. Только культура, культурные законы – вот, что пока обеспечивает контроль индивидуума в толпе. Пока... Но что будет, если толпа достигнет своей критической массы?

Тема зомби имеет ещё и религиозный подтекст. Восстание мёртвых из своих могил в христианской и мусульманской религиях совпадает с апокалипсисом, концом света. И нечто подобное концу света всегда происходит в зомби-фильмах. Правда, по авраамическим религиям предполагалось, что умершие восстанут в более приемлемом виде и совершенно для других целей. И, возможно, всё будет не так буквально.

 

 

На эту тему можно было много написать, но вернусь к нашим канадским «Голодным Z». И, сразу хочу сказать, в виду трэшовости этого жанра, я не ожидал увидеть такого хорошего кино.

Зомби появились сразу – фильм начался без особых прелюдий. Откуда они взялись – осталось за рамками сюжета. Скорее всего от вируса – это самый распространённый вариант. Сама же фабула тоже распространённая и довольно простая – группа людей спасается от зомби в канадских лесах и полях. Но, несмотря на такую «зомбирующую» простоту, с кинематографической точки зрения картина снята очень качественно и интересно. Планы, персонажи, игра актёров, отдельные детали – всё очень хорошо. И всё малобюджетно, что не может не импонировать.

Для этой картины я не побоюсь такого определения как арт-хаус. Вот например, помимо зомби, бредущих в утреннем тумане, режиссёр в одной сцене в лесу запустил двух бегущих лошадей – Тарковский бы тут его обязательно похвалил, не то что я. Отдельные сцены очень символичны - зомби устраивают своё капище на лугу, сваливая в груду ненужные им в текущем состоянии предметы человеческой культуры: стулья, лыжи, телевизоры, микроволновки. А женщина, спасаясь от оживших мертвецов, не может расстаться с ...аккордеоном! – какая великолепная деталь!

 

 

Для любителей же только хоррора и треша в «Голодных Z», как и положено, присутствуют оторванные руки, головы и другие конечности. А также рваные раны, фонтаны гнилой крови, внезапные нападения, тревожные шёпоты и душераздирающие крики. И при всём при этом – красота канадской природы, посмотрите этот фильм. И юмор там присутствует, он важен, когда попадаешь в такую непростую ситуацию, когда совсем незнакомые и когда-то очень знакомые люди хотят тебя сожрать.