Можно ли представить себе внешность, быт и психологию человека из Средних веков, не имея при этом фотографий и видео от этого времени? Сделать это возможно с помощью артефактов, визуализации и, конечно же, фильмов. Мы расскажем о сериале «Годунов» и о том, как киноискусство способствует популяризации Средневековья.

Русское Средневековье всегда являлось одним из самых сложных периодов нашей истории. От этого времени сохранилось не так много документов, поскольку архивы, в которых они хранились, часто сгорали. Не было фотографий и такого направления в искусстве как реализм. Все это крайне затрудняет изучение данного периода. Поэтому, казалось бы, намного проще изучать XX в. От него остались довольно реалистичные изображения художников, поэтов, музыкантов и многие исторические документы.

Помимо исследовательских проблем перед специалистами по русскому Средневековью стоят и другие. В частности, культурно-просветительская. Период XVI–XVII вв. не так известен, как, например, XIX – начало XX в. Популяризация русского Средневековья осложняется отсутствием так называемого визуального контента. В этот период не существовало фото- и видеосъемки, как в современном мире, поэтому сейчас нам очень трудно изучать особенности быта и внешность людей. У исследователей по истории XVI–XVII вв., конечно, есть некоторые иллюстрированные письменные источники. Например, «Лицевой летописный свод» и «Царский титулярник», в которых имеются изображения царей. Но к сожалению, порой для зрителя XXI в. они не так интересны. Современный кинематограф стремится изменить эту ситуацию. На основе истории русского костюма, археологических данных и тех немногих сохранившихся документов XVI в. исследователи создали удивительные фильмы и сериалы. В число таковых входит работа «Годунов», режиссера Алексея Андрианова.

Мы не будем обсуждать историческую точность сериала. Ошибки там, безусловно, есть, но они не очень критичны. «Годунова» стоит воспринимать, во-первых, как художественную интерпретацию событий середины XVI – начала XVII в. Во-вторых, как способ пробудить интерес аудитории к русской средневековой истории.

Исследуя сериал «Годунов» с позиции не только обыкновенного зрителя, но и ученого, следует сказать о трех вещах: внешности главных героев, символике и внутреннем психологизме. Говорить о первом элементе с исторической точки зрения достаточно трудно, поскольку столь малый иллюстративный материал не может дать человеку полного представления о внешности людей той эпохи. Помимо вышеупомянутых «Царского титулярника» и «Лицевого летописного свода» от Средневековья сохранились парсуны. Это были своеобразные ранние портреты, во многом схожие с иконами. Подобная небольшая визуальная информация пусть и не дает точного антропологического представления, но позволяет показать, по каким канонам и как могли видеть исторических личностей художники XVI–XVII вв.

 

 

Говоря о символике, следует сказать, что сериал буквально изобилует различными отсылками, образами и намеками. Однако разгадать их суть возможно только в том случае, если зритель знает исторический контекст. Конечно, мы не станем слишком сильно углубляться в политическую историю России конца XVI – начала XVII вв., но, все же, упомянем основные моменты.

Очень многие политические интриги, которые имели место при дворе Ивана IV, показаны через шахматы. Они на протяжении всего сериала присутствуют в жизни главного героя – Бориса Годунова. Более того, даже в заставке был сделан особый акцент на кадре с шахматами. Режиссер словно говорит зрителю, что эта игра – прямое отражение политической ситуации, происходящей при Иване Грозном. Даже стремительный карьерный взлет Годунова его будущий сподвижник Андрей Щелкалов объяснил через шахматы: «При умной игре и пешеца ферзем может стать». Так говорит Щелкалов Борису, когда тот только входит в число доверенных лиц Грозного.

Через игру в шахматы будет показана и последующая деятельность Бориса Годунова при царе Федоре Ивановиче – сыне Ивана Грозного. Первоначально Борис действительно мыслился «пешецей», которая должна была помогать юному Федору, еще не взошедшему на престол. И здесь в силу вновь вступает аллегория с шахматами. Во время одной из встреч Годунова с Щелкаловым состоялся следующий диалог:
— Сыграешь за царя?
— Я за царевича играю, ответил Борис.

Этот разговор сделал отсылку на последующие политические события. В 1584 г. на престол взошел Федор Иванович, а всеми государственными делами начал заниматься Годунов. Он действительно стал «играть» за царя.

 

 

Второй символический слой сериала связан с атрибутами царской власти – скипетром и державой. В эпизоде с венчанием на царство Федора Ивановича важную роль играет один элемент: новоизбранный монарх не смог удержать «царское яблоко», поскольку был слишком слаб здоровьем. Федор передал державу Годунову со словами: «Борис, тяжело. Подержи». Этот момент действительно символичен, поскольку в будущем власть перейдет именно к Борису. Скорее всего, эта сцена основывалась на эпизоде из «Повести о честном житии царя Федора Ивановича». Она была написана уже после смерти Федора в период царствования Бориса Годунова (1598–1605 гг.). В источнике есть фрагмент, когда царь Федор возлагает на своего приближенного знаки царской власти, словно назначая его своим преемником.

 

 

О внутреннем психологизме как о не менее важной составляющей сериала с исторической точки зрения говорить сложно. С одной стороны, героев следует воспринимать как реально существовавших исторических личностей, с другой – как персонажей, которых автор наделил чертам, на его взгляд, подходящих им. Внутренняя составляющая во многом связана и с символикой. В первой серии, когда опричники отправились по государственным делам в Торжок, Борис после первой битвы сказал: «Зарок даю, больше крови не проливать». Это — отсылка на его будущее. При венчании на царство он повторит свои слова. И, действительно, в период его правления публичных казней не было.

Особенным показателем характера Бориса являются его душевные терзания в Новодевичьем монастыре, когда его пришли «просить» принять венец. Это были одновременно страх, тревога и волнение. Однако он уже царствовал и делал это много лет. Режиссер показал хладнокровность и уверенность, которые были присущи Борису во время решения государственных вопросов. Тем не менее, когда корона буквально оказалась у него в руках, автор продемонстрировал нам его нерешительность. И как это объяснить? Может показаться, что это лишь хитрая политическая игра. Но невольно начинаешь верить в эти терзания и страхи перед властью. Годунов был прав, говоря о том, что царское место не бывает бескровным.

 

 

Сериал «Годунов» действительно является стоящей исторической работой, даже несмотря на некоторые ошибки. В первую очередь его следует воспринимать как художественное произведение, а не абсолютно точную реконструкцию реалий XVI–XVII вв. Помимо Бориса Годунова в сериале фигурирует большое количество исторических личностей и, вероятнее всего, каждый зритель найдет себе героя по душе.

 


Автор: Мария Яковлева