Вообще-то, Константин Хабенский хороший актёр. Большинство зрителей знают Хабенского с «ментовского» сериала «Убойная сила», но я запомнил его отличную игру в роли Калигулы по одноимённой пьесе Альбера Камю на сцене театра Моссовета. Хабенский, как и положено хорошему российскому актёру, играет в хорошем и плохом российском кино. Но и там, и там он играет мастерски, планку свою держит. И человек он отличный, благотворительностью занимается. Поэтому, узнав, что Константин Хабенский попробовал себя ещё и в качестве режиссёра, я не без интереса пошёл на его дебютный фильм «Собибор». Ну не на «Тренера» Козловского же идти!



Собибор – это название нацистского лагеря смерти, где произошло успешное восстание заключённых, причём организовал его советский солдат Александр Печерский.

Фильм вышел в прокат сейчас, перед 9 мая, и откуда «ноги растут» понятно. Пока стоит на своём посту Мединский, охранитель культуры, белгородский доктор наук, заказ на кинопатриотизм будет всегда. По слухам, он сам участвовал в написании сценария для русского «Собибора», и, наверное, только его безграничная скромность не позволила включить ему свою фамилию в титры.

Режиссёром хотели назначать Андрея Малюкова, проверенного на таких патриотических сериалах, как «Спецназ» и «Грозовые ворота» – до сих пор в памяти финал «...ворот», когда командир вызвал «огонь на себя» и тут же пошёл в штыковую атаку на чеченских боевиков. Но по какой-то причине Малюков остался только художественным руководителем проекта, впрочем, в самой картине его присутствие чувствуется. Искали-искали режиссёра, и, в конце концов, приглашённый на главную роль Константин Хабенский вдруг вызвал «огонь на себя».

 

 

Говорят, что сценарий был написан на основе книги «Александр Печерский: прорыв в бессмертие», но, скорее всего, это не совсем так, а точнее, почти совсем не так. Основой для сценария послужил другой фильм 1987 года, «Побег из Собибора», сценарий которого, в свою очередь, основан на одноимённой документальной книге, где собраны свидетельства тех, кто прошёл этот лагерь. Роль Печерского в «Побеге...» сыграл великолепный Рутгер Хауэр, получивший за эту роль «Золотой глобус».

Без иностранных знаменитостей в российском «Собиборе» тоже не обошлось. Когда на экране появился главный эсэсовец, начальник лагеря, я долго тёр глаза и не мог поверить, но оказалось точно – это же Кристофер Ламберт! Приятное удивление. Давно он не попадался мне в кино, и он, безусловно, удачное приобретение для любой картины.

Вроде всё бы ничего – хорошие актёры (Хабенский, Ламберт), интересная реальная история, но... но, к сожалению, без фантазии патриотически настроенных сценаристов не обошлось. Упор в российском «Собиборе» сделан на глянцевый пафос, на гламурную картинку, весь расчёт сделан на истерику. Нацисты представлены в образе демонических персонажей или злодеев из комиксов. Cплошь они одни Калигулы и Нероны, какой-то нацистский сатирикон. Чего стоит пьяная вакханалия с забегом в повозках, запряжённых заключенными, и пьяной беспорядочной стрельбой! – «Сволочи!» – раздался в этот момент сзади дрожащий от негодования женский голос. Сволочи, согласен. Испортили фильм. Расстрелял бы, как в картине, каждого десятого.

 

 

Как результат испорченного сценария – большинство актёров переигрывают или недоигрывают. У некоторых на лицах написано, что после тяжёлой работы заключённого они не в лагерный барак пойдут, а в уютную квартиру в Москве.

Не сказать, что всё не понравилось. Есть и удачные кадры, да и сам фильм, благодаря присутствию в нём Хабенского и Ламберта, не самый плохой. Но всё познаётся в сравнении – посмотрите упомянутый мной «Побег из Собибора» или, например, «Пианиста» Романа Полански. Последняя картина так вообще шедевр. А чтобы проникнуться ужасом нацизма, прочитайте «Смерть моё ремесло» Роберта Мерля или и «Благоволительницы» Джонатана Литтелла. Оба романа представляют собой исповедь эсэсовцев.

Ну, а что же режиссёр Хабенский? Я уже написал, что актёр он хороший?