1,2,3 – провал
4,5 – ну, вроде, так себе, ничего
6 – опять провал
7, 8, 9 – смотреть не стал, чтобы не огорчаться.

Вот моя посерийная оценка нового сериала Паоло Соррентино «Новый Папа» (2019 г).



«Новый Папа» – это продолжение сериала «Молодой Папа», снятым тем же самым Соррентино в 2016 году. Напомню синопсис «Папы молодого».

Умер старый понтифик, и конклав избрал нового главу Ватикана. Его зовут Ленни Белардо, до своего папства он был архиепископом Нью-Йорка. Став преемником Святого Петра он берёт себе имя Пия, Белардо становится Пием XIII. Ему всего сорок семь лет – это очень молодой возраст для главы католической церкви. Свой священный пост он получил в результате интриг либерального и консервативного кланов Римской церкви. Всеми предполагалось, что он станет компромиссной фигурой и что, в силу молодости Папы, им можно будет манипулировать. Однако Ленни и не думает становится марионеткой. Пий XIII оказывается властным консервативным революционером. По заветам Макиавелли он быстро распутывает клубок заговоров и интриг, расправляясь с недоброжелателями. Белардо инициирует такие реформы, которые приводят в трепет весь католический мир.

А по ходу действия ещё оказывается, что Святейший Папа действительно святой.

 

 

Время действия сериала – современное, но временные рамки строго не обозначены. В заставке «Молодого Папы» метеорит сшибает статую Иоанна Павла II, но ошибочно предполагать, что Пий XIII сменяет именно его – Папа, придавленный метеоритом – это известная провокационная инсталляция 1999 года, и она замыкает ряд художественных картин, которые были показаны до неё.

Не буду рассказывать весь сюжет, может есть счастливчики, которые могут посмотреть «Молодого Папу» первый раз.

Это великолепный сериал, а Соррентино, – безусловно, талантливый режиссёр. Сценарий первого «Папы...» блестяще остроумен. Все диалоги сверкают иронией и юмором – так переливается гранями на свету объёмный алмаз. При этом, в разговорах ставятся не только сложные вопросы религии и веры, но и затрагиваются проблемы всего современного общества.



Образы и характеры героев «Молодого папы» точны, цельны и достоверны. Все детали, планы, сцены, эпизоды продуманы и выстроены в совершенную и слаженную композицию.

Чего не скажешь о «папе новом».

Какая горькая ирония! Ватикан не дал разрешения проводить съёмки «Молодого Папы» в соборе Святого Петра, зато разрешил снимать там продолжение – это очень важное свидетельство, что первый сериал удался. Но, предполагаю, после второго Соррентино потеряет доверие католической церкви.

 

 

Напомню конец «Молодого Папы». На площади Сан-Марко в Венеции, во время проповеди у Пия XIII случается сердечный приступ и он теряет сознание.

И лучше бы он умер.

Но Соррентино погружает его в кому, чтобы потом реанимировать в последних сериях. Не в силах отказаться от Джуда Лоу, великолепно сыгравшего Пия XIII, режиссёр вводит другую кинозвезду, Джона Малковича – тот играет нового Папу Иоанна Павла III. Налицо ненужное двоевластие – в сериале двум главным героям явно тесно. И то, что происходит в картине, иначе как постмодернистским кошмаром не назовёшь.

Этот дурной сон, наверное, и снится лежащему в коме Ленни Белардо.

 

 

Сюжет надуманный и беспорядочный. Соррентино мечется и высасывает всё из пальца. Мало ему двух Пап в сериале, так он между ними возводит на престол и третьего, Франциска II. И тут же в этой же серии его убивает. Зачем? Кто бы знал.

Он убивает и всех героев, перешедших из старого сериала в новый.

Убивает в переносном смысле. Он нивелирует и разрушает цельные образы, созданные ранее. Из Эстер, жены швейцарского гвардейца, он делает блудницу. Госсекретарю Войелле он придумывает двойника – кардинала Эрнандеса (ещё одна ненужная пара!). На прекрасную Софию – папского маркетолога – возложены несвойственные ей функции – выясняется, что она предпочитает секс-изыски, а потом она ни с того ни с сего вдруг влюбляется в нового Понтифика.

Ну что это, а?

 

 

Нет цельности в персонажах, нет цельности и в самой картине. А цельность, кстати, по мнению богослова Фомы Аквинского, является одним из условий красоты. А ведь мы знаем, Соррентино может и умеет снимать красиво, до сериалов он снял гениальную «Великую красоту».

В «Новом папе» режиссёр повторяется. Ведь трудно сказать что-то новое, когда уже сказано всё. Повторяются все те же самые сюжетные ходы. Например, у молодого папы был друг из приюта, у нового, значит, был брат. Все поднятые в первом сериале проблемы будь то гомосексуализм священнослужителей, проблема абортов, законности однополых браков, война полов, имеют место и в сериале новом. Только теперь преподносятся они в таком гипертрофированном виде, что сериал утрачивает свою достоверность.

 

 

А ещё появляется секта поклонников Пия XIII, они слушают по радио слабое дыхание своего коматозного кумира. Ну что это за ересь?

Игра Малковича кое-как скрепляет всю бурнотекущую сюжетную шизофрению. Но, в целом, ни он, ни приглашённые в качестве свадебных генералов Мэрилин Мэнсон и Шарон Стоун не спасают ситуацию. Остаётся только любоваться красивыми операторскими планами, которыми всегда славился Соррентино. Но здесь они видятся бессмысленными, как реклама ненужного товара.

Последние фильмы Соррентино как-то не радуют и внушают опасения за творческое здоровья автора. Если «Лоро», фильм про бывшего премьер-министра Италии Берлускони, был на грани фола, то «Новый папа» – уже за гранью. Китч, пошлость, вульгарность – вот ещё какие слова можно подобрать для этого кино.

 

 

Соррентино, дорогой, что с тобой?

На последних фото ты очень плохо выглядишь! Может, ты подсел на амфетамины? Твои последние картины имеют яркий сексуальный подтекст, это может быть следствием злоупотребления эйфоретиками.

По мне так сериал нужно назвать «Новый антипапа», антипапы уже были в истории Ватикана. Это творческая неудача, но сколько бы неудач у Соррентино не было, после его «Великой красоты» я готов ждать его нового фильма.