Исторический детектив «Тайны «Ночного дозора» Питера Гринуэя рассказывает о том периоде жизни Рембрандта, когда он работал над одной из своих лучших картин «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», более известной под названием Nachtwacht.



В 40-х годах XVII века уже знаменитый художник Рембрандт Харменс ван Рейн соглашается принять заказ на написание группового портрета от голландского Стрелкового ополчения во главе с капитаном Франсом Беннингом Коком. Все заказчики — богачи, которые ждут от картины не только внешнего сходства, но и возвышающей лести и готовы заплатить за это большие деньги.

Незадолго до того, как Рембрандт приступает к работе, при загадочных обстоятельствах погибает предыдущий капитан роты Пирс Хасселбург. Художник проводит много времени с героями будущей картины и их приближенными, поэтому у него появляются свои версии этой внезапной смерти. В полотне он зашифровывает некоторые компрометирующие предположения, которые не нравятся солдатам. В фильме показывается самый тяжелый период жизни художника — долго болеет его любимая жена Саския, карьера рушится из-за недовольства бюргеров, новых картин никто не заказывает.

 

 

Режиссер картины Питер Гринуэй, как и герой этого фильма, - художник. Он увлекался живописью с детства и позже окончил институт искусств. Свою карьеру в кинематографе Гринуэй называет «гибридной», выращенной на увлечениях литературой и живописью. Фильм «Тайны «Ночного дозора» можно разложить на литературную и художественную составляющие и рассмотреть его, с одной стороны, как некий конспирологический манифест Гринуэя, а с другой - как попытку переложить стиль Рембрандта на экран.

Голландские военные заказали художнику свой групповой портрет вскладчину, и каждый хотел увидеть на нем свое статичное изображение, но с приукрашенными достоинствами и акцентом на материальном положении и чинах. На деле же Рембрандт пересмотрел их пожелания: одних поместил на задний план, других нарисовал в «дьявольских одеждах», добавил к картине небольшой автопортрет, несколько второстепенных героев и оставил только ему понятные «пасхалки».

 

 

В фильме его самодеятельность оправдывается конспирологической теорией режиссера о том, что художник разгадал тайны и секреты всех участников и изобразил «грех» каждого. Из-за этого у него и начались проблемы с властью, деньгами и работой. Из парадного портрета картина превратилась в доказательство убийства Пирса Хасселбурга и приобрела большую значимость.

В интернете фильм имеет не совсем соответствующее описание: почти на всех сайтах он значится как «остросюжетный детектив». Элемент расследования в нем, конечно, есть, но он не является основным в содержании. Работа над картиной занимает не первостепенное место в сюжете, хотя именно с нее у Рембрандта и начались проблемы. Главное здесь - личность художника.

 

 

Рембрандт в исполнении Мартина Фримена получился очень «живым»: он ворчит, если что-то не получается, ругает чужие бездарные работы, иногда напивается, плохо шутит, в том числе и над собой, и похлопывает себя по животику. Но от этого «бытового реализма» он ни на секунду не выглядит менее гениальным. Трогательно показаны его отношения с женой Саскией, которая на протяжении долгого времени тяжело болеет. Их тандем - это не только история любовников, но и друзей, деловых партнеров, которую довольно сложно представить в реалиях ХVII века. Саския финансово помогает мужу, подсказывает ему, за какие работы браться и поддерживает в ежедневной рутине.

Действие фильма недостаточно динамично, но события разворачиваются только в нескольких повторяющихся пространствах. Это довольно утомительно, поэтому чтобы выдержать все два с половиной часа, нужно совершить над собой большое усилие. Такой хронометраж для современного зрителя не новость, мы можем высидеть и дольше – вспомним хотя бы режиссерские версии фильмов Питера Джексона. Но для подобного сюжета такая продолжительность фильма становится настоящим испытанием, ведь разгадку узнают только самые упорные, те, кто внимательно вглядываясь, досмотрит до конца.

 

 

Теперь про «вглядываясь». Фильм снят в довольно мрачных и контрастных тонах, напоминающих колорит «Ночного дозора». Кстати, таким темным полотно стало со временем из-за осевшей на него копоти. Экспертами доказано, что герои на картине изображены при дневном свете, по их теням можно сделать вывод, что на часах было не больше двух часов дня.

Из-за костюмированного сходства персонажей с героями картин Рембрандта (грубо говоря, это они есть) кажется, что Питер Гринуэй оцифровал полотна. В декорациях используется много театрального реквизита, сцены выглядят как постановка, снятая на камеру с широкоформатным объективом. В некоторых моментах герой Мартина Фримена будто ведет видеодневник: глядя в камеру, он проговаривает все свои переживания и представляет новых людей. Это воспринимается либо как ломка «четвертой стены», либо как сценические монологи, но театральный арсенал явно идет фильму на пользу.

 

 

Режиссер Питер Гринуэй несколько лет назад начал выпускать книги со сценариями перед выходом своих фильмов в широкий прокат. В них более подробно описывается действие картин, и раскрываются мелкие детали. В теории это должно упрощать восприятие и не оставлять зрителю лишних вопросов. Но поскольку на русском языке книги по «Тайнам «Ночного дозора» нет, «нашим» придется справляться своими силами. Важно помнить, что эта история - не совсем биография художника, в ней много режиссерских задумок и не нужно воспринимать ее как истину.

И еще: если вам захочется выключить фильм через 20 минут, не делайте этого. В результате полученное впечатление окупит все страдания.

 


Автор: Анна Дреботий