В одном из интервью для ELLE Том Форд признался, что в его идеальном представлении он каждый день занимается дизайном и раз в несколько лет снимает кино. И на данный момент он выпустил два достойных фильма со своими особенностями и безупречным стилем.

«Я абсолютно счастлив. Возможно, завтра я умру. Я чувствую, что попробовал столько всего в жизни и я так удачлив», – Том Форд в интервью для Buro

За свою жизнь Том Форд (Tom Ford) многое попробовал: в 17 лет перебрался в Нью-Йорк, учился в университете, но спустя год бросил учебу в пользу актерской работы в Калифорнии, поступил в Parsons School of Design, чтобы изучать архитектуру. В предпоследний год учебы Форд провел полгода в Париже и работал в качестве интерна по связям с общественностью в Chloé, а в последний год изучал моду, но выпустился с дипломом по архитектуре, что позже от всех скрывал.

Благодаря обширным знаниям в разных сферах искусства, Том Форд имеет собственный, уникальный взгляд на вещи. Его американский подход к бизнесу спас от разорения Gucci, креативным директором которого он стал в 1994 году и создать свой успешный Модный дом.

Связь с кино в биографии Тома Форда не оканчивается его актерской деятельностью в Калифорнии. Американский дизайнер уже три раза участвовал в знаменитой франшизе: одевал исполнителя главной роли Дэниела Крэйга в «Кванте милосердия» 2008 года, «Координатах «Скайфолл»» 2012 года и «Спектре», вышедшем в 2015 году.

 

 

Но Том Форд на этом не остановился и стал режиссером. В 2009 году выходит дебютный фильм дизайнера «Одинокий мужчина» (A Single Man), в 2016 — вторая кинокартина «Под покровом ночи» (Nocturnal Animals).

Стиль Тома Форда — гламур, сексуальность и ностальгия по атмосфере клуба «Студия54» — нашел способы раскрыться не только в мирах моды и парфюмерии. За два фильма Форд сформировал свой режиссерский почерк — эстетичный и драматичный. Важность визуала фильмов возведена в абсолют: предметы героев говорят о них больше, чем они сами, монологи и закадровые голоса почти отсутствуют, а диалоги звучат только там, где они действительно необходимы.

 

 

Но фильм для Форда — не реклама, а способ выразить свои мысли. Поэтому дизайнер дал понять съемочной группе, что одежды его бренда на экране быть почти не должно. Большинство элементов гардероба, за исключением рубашек Джорджа (Колина Ферта в «Одиноком мужчине») и платья Чарли (Джулианы Мур в том же фильме), в фильмах Форда не брендированы. С нарядами для актеров режиссеру помогала Арианна Филлипс, которая сейчас отвечает за внешний вид Мадонны. Дизайн костюма для мамы Сьюзен (главной героини «Под покровом ночи») в качестве исключения Форд лично попросил придумать Карла Лагерфельда.

Все костюмы очень верно передавали внутренний мир персонажей: герой Колина Ферта — перфекционист в трауре, героиня Джулианы Мур — стильная женщина, с мечтами о прошлом. Эми Адамс, сыгравшая роль хозяйки галереи, через подобранные костюмы героини демонстрировала ее нуарное настроение.

 

 

Обе киноленты были сняты в реально существующих домах с использованием большого количества произведений искусства. Огромный особняк, в котором проходят беспокойные дни главной героини «Под покровом ночи», был арендован у мультимиллионера Курта Раппопорта. В этом доме свои места обрели: свечи Diptyque, часы Cartier. В гостиной висит картина Ричарда Мизрачема, во дворе дома рядом с бассейном установлена легендарная скульптура Джеффа Кунса Balloon Dog, в коридоре висит «мобиль» Александра Колдера.

 

 

В офисе галереи висит картина Джона Керрина и работа Дэмиена Херста «Святой Себастьян, Изысканная боль». На открытии выставки, когда обнаженные модели размера плюс лежат лицом вниз, одна из них напоминает картину британского художника Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит».

 

 

В фильме «Одинокий мужчина» два героя и два разных интерьера: строгий мужской в приглушенных тонах и яркий женский в оттенках зеленого и розового. Дом Джорджа спроектирован Джоном Лотнером. Он представляет собой симбиоз стекла и дерева, который отражает сущность жильца дома, сохранившего даже в собственной скорби безупречность образа. Кроме того, в одной сцене присутствует изящная отсылка — большой рисунок Дона Бахарди, давнего компаньона Кристофера Ишервуда (автора книги «Одинокий мужчина»).

 

 

Обиталище Чарли — подруги Джорджа, напротив, богато декором, этническими мотивами: обилие растений, изголовье кровати, будто вырезанное из стены восточного храма, пушистое кресло и резные зеркала в будуаре и гостиной.

 

 

«Я бы сказал, что съемки моего первого фильма «Одинокий мужчина» стали для меня своего рода очищением. На экране был показан мой кризис среднего возраста, а сняв этот фильм, я смог двигаться дальше, перейти в следующую фазу своей жизни» – Том Форд

В отличие от многих коллег-режиссёров, Форд может позволить себе снимать то, что хочет. Он сам финансирует свои картины и поднимает в фильмах актуальные для себя проблемы. «Одинокий мужчина» и «Под покровом ночи» — выполненные со вкусом психологические драмы про состоятельных людей. Центральные персонажи фильмов ездят на ретромашинах, пытаются привыкнуть к одиночеству, спрятаться от внешнего мира за очками в роговой оправе, понять, в чем скрыто счастье. Они стали резонерами Тома Форда. Как и их создатель, герои кинолент не находят счастья в роскоши, пытаются избавиться от меланхолии, которая стала для них привычным состоянием.

 

 

«Самая красивая вещь в мире — природа: закаты, деревья, цветы. Я считаю, что любого человека в первую очередь должна интересовать связь с землей, а не с другими людьми» – Том Форд

Фоном для меланхолии героев верно служат не только стильные интерьеры, но и молчаливые природные пейзажи. Под аккомпанемент неоклассики режиссер «рассказал» о своей родине – пустынном, таинственном Техасе, о современном Лос-Анджелесе, в котором царят роскошь и одиночество, и Лос-Анджелесе 60-х годов, символом которого был необъятный океан. Форд многократно включает в киноленты живописные закаты – двери в мир «ночных животных» и истинных человеческих чувств.

 

 

Аккомпанементами для самопознания и визуальной составляющей стали композиции Абеля Коженевского. Яркая, насыщенная музыка польского композитора подчеркивала затяжной саспенс и обостряла тонкий психологизм картин. Композиции гармонировали с цветом и светом, которыми Том Форд расставил необходимые акценты. В его фильмах тёплый свет передает счастье героев, их умиротворение, воспоминания о безоблачном прошлом, а холодный, напротив, акцентирует внимание на потерянности, одиночестве и печали, бессмысленности жизни. В фильме «Под покровом ночи» режиссер наградил героев их собственными оттенками — красным и зеленым, тем самым обозначив их противостояние.

 

 

Кинокартины Тома Форда — отличный пример того, что выходит, когда разносторонний, талантливый человек со стремлением к совершенству решает попробовать себя в кинематографе. У дизайнера получились очень густые, многослойные, будто его парфюмы, кинокартины с собственным ДНК. Они заключили в себя философию дизайнера и дали понять, что фильмы Форда это и есть Tom Ford.

 


Автор: Вера Хистиева