Что вы помните о своём детстве? Вы часто его вспоминаете? Мне кажется, что нет. Когда детство заканчивается, начинаются заботы, повседневность. Сначала домашка, потом работа и налоги, а там уже и до кладбища рукой подать. То, что Хайдеггер называет «заброшенностью в мир». Тут уж как-то не до воспоминаний. В какой-то момент даже мультики перестают помогать, и вот тогда всё. В тот момент, когда человек предпочитает раннего Бертолуччи тому, чтобы пересмотреть мультик своего детства, пиши пропало.
Признаться, мой внутренний ребёнок умер уже давно и не самой приятной смертью. Но этой статьи бы не было, если бы не нашлось чего-то способного воскресить самые забытые детские радости. И это что-то — кино Уэса Андерсона. Казалось бы, да, фильмы режиссёра действительно смешны и талантливы, но причём тут детство?
Сейчас объясню, нужно только копнуть чуть глубже. Дело в том, что за комедийной историей так или иначе скрывается своего рода сказка. Такая параллель может быть как очевидной, так и не очень. Эту закономерность я заметил во всех фильмах Андерсона, начиная с «Поезда на Дарджилинг». Фильм о приключениях троих братьев. Помните присказку, «старший умный был детина, средний был и так и сяк...» ? Так вот это здесь работает. Просто посмотрите фильм, воспринимая его в таком ключе.
Идём дальше — мультфильм «Бесподобный мистер Фокс». Эпичная история войны троих злых фермеров с одним умным и хитрым лисом. Но посмотрите на эту историю так: жила была лисья семья, которая переехала в новое дерево. Но лис разозлил местных фермеров и те пришли и снесли лисий дом. Лисы сбежали под землю, но фермеры решили их затопить. Тогда звери оказались в канализации, и вот тут-то после ещё одной порции приключений фермеры оказываются бессильны, в то время как лисы и все остальные животные прекрасно располагаются на новом месте. Да это же как «Три поросёнка», только смешнее и запутаннее.
Но после «Мистера Фокса», Андерсон снимает фильм , которому я бы хотел уделить основное внимание — «Королевство полной луны». Именно после него я задумал эту статью, и назвал её именно так. В следующих работах режиссёра тоже заметно то, о чём я говорил выше: это истории о детских приключениях, будь то авантюрный рассказ мистера Зеро в «Отеле Гранд Будапешт», или путешествие мальчика на остров отбросов ради спасения своей собаки в «Острове собак». Но именно в «Королевстве» это ощущение детской мечты, фантазии ощущается ярче всего.
Лучший эпитет этому фильму дал сам его режиссёр: «Воспоминание о детской фантазии». И действительно, лучше сказать трудно. Когда смотришь его, возникает ненавязчивое, но постоянное ощущение, что с тобой что-то такое происходило, но уже не понятно, в реальности это было или нет. Все в какой-то момент детства думали, что никто их не понимает и хотели сбежать из дома. Все думали, что влюбились. С возрастом это всё как-то растворяется, приходит какое-то понимание, что всё это детские глупости, но почему эти ощущения должны восприниматься как что-то ненастоящее? Вот тут-то и вступает в свою силу «Королевство полной луны». Фильм пытается то ли показать, то ли напомнить зрителю, о тех невинных, но оттого не менее настоящих вещах, которые когда-то были мечтами, но в итоге остались выброшенными с пометкой «инфантильная ерунда».
Об этом фильм говорит всеми доступными ему способами, начиная с самого сюжета и заканчивая построением кадров и драматургией. Весь мир вокруг главных героев выглядит так, как его воспринимает ребёнок.
Непонятный, иногда даже до сюрреалистичности странный. Мир взрослых. У них какие-то свои проблемы и заморочки, до которых им, детям, особо и нет дела. И вместе с тем волшебный, с налётом романтизма детский мир, в который герои и убегают.
Я нарочно избегаю рассказа о сюжете, отчасти — чтобы не сыпать спойлерами; отчасти — потому что здесь это не так важно. Я хочу показать дополнительный угол, под которым можно взглянуть на творчество Уэса Андерсона. А всё остальное уже зависит от вас, зрителей.
Приятного просмотра!