Внимание! Статья раскрывает сюжет, так что рекомендуется читать после просмотра фильма.

Фильмы Федерико Феллини (Federico Fellini) — это всегда роскошь, которой лучше всего наслаждаться вечером в пятницу. Например, сходить на специализированный показ в «Иллюзион» на Котельнической набережной. Одному. Без пива и попкорна. Может быть, даже оставив дома телефон.

Именно это время для простого работающего человека является самым лучшим: «плохие» пять дней уже позади, а всему чудесному предстоит случиться в ближайшие сутки. Вечер пятницы – это время на границе двух миров, так называемого реального и сугубо нашего фантастического. Ровно как и все фильмы Феллини. Собственно говоря, маэстро только и делает, что исследует это порубежье, а также червячные переходы и кроличье норы через него.

Фильм «Джинджер и Фред» (Ginger e Fred) особенно мил мне тем, что тут играют для Феллини сразу два любимых актера Джульетта Мазина (Giulietta Masina) и Марчелло Мастроянни (Marcello Mastroianni). Собственно говоря, если из истории кинематографа вычеркнуть имена Феллини, Мазины и Мастроянни, то вместо его сердцевины образуется чёрная дыра. Нет, я не могу представить себе мир кино, где нет улыбки Мазины в заключительной сцене «Ночей Кабирии» и где нет того неуверенного выражения лица Мастроянни, с которым он ищет по карманам своего костюма сигареты. Я не могу и не хочу такого представлять. Но эти имена есть — и может быть это лучшее доказательство того, что Бог не только существует, но и что он добр.



Фильм «Джинджер и Фред» о том, как в Рим на новогоднее шоу приглашают двух крепко-накрепко забытых звёзд чечётки, Джинджер и Фреда. Причём ни один из них не справлялся о судьбе другого на протяжении нескольких десятилетий. Жизнь развела, понесла, течение стремительное, голову повернуть некогда, а соцсети ещё не изобрели. И оба соглашаются на это шоу, чтобы повидаться друг с другом. Чтобы вспомнить молодость. Чтобы вспомнить зенит. Чтобы холодный свет софитов ещё раз согрел. Чтобы рукоплескали. Чтобы убедиться, что это настоящие воспоминания, а не придуманные иллюзии.

На деле же оказывается, что новогоднее шоу — это сборище пошлости. Какие-то карлики, белая корова с восемнадцатью сосками, харизматичный и интеллигентный мафиози, чудаки, записывающие голоса призраков на магнитофон, генерал забытого сражения.

Воспоминания же оказались не волшебством, а намалёванными декорациями, а встреча Джинджер с Фредом вышла не такой уж и радостной. Каждый из них постарел и немного изменился. Время, подобно моли, поело лучшие черты характера каждого из них. Мир детского волшебства обернулся циничной рекламой про секс и еду.

Но рождественское чудо происходит! Во время их выступления на шоу отключается электричество, и наши герои остаются наедине друг с другом. Без электричества, без телевидения, без рекламы. Шоу мир замирает — и наступает время самых главных разговоров. И они говорят!

Вот оно! Та вечность мгновения, о котором гётевский Фауст мог бы воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Мастроянни говорит: «Давай сбежим!» Мазина соглашается. Но электричество вернулось в провода – и мир снова завертелся юлой. Им остаётся только танцевать чечётку, но они танцуют так, будто бы движения всё ещё нет!

Зал рукоплещет. Чудо случилось. Но их уже поторапливают уйти со сцены. Пора выходить следующему гостю-чудику — генералу забытого сражения.

Последняя сцена фильма — расставание Джинджер и Фреда. Они прощаются теперь уже навсегда. А где ещё можно расстаться в Риме, если не на вокзале Термини! Мазина уезжает, Мастроянни остаётся — его поезд подадут позже. Каждый из них всё ещё опьянен счастьем и пока что не замечает лёгкую грусть, ибо самое важное событие в их жизни с ними уже случилось.

Феллини может рассказывать любую историю, про что угодно, но важен его язык. А этот язык всегда говорит о нашем человеческом на границе двух миров - безумного фантастического и абсурдного реального.