Существует множество фильмов, сценарий которых воплощает все самые заветные мечты и фантазии, и где концовка является типичным Happy end, а есть иные фильмы, которые обнажают ваши страхи, обостряют чувство тревоги и паники от несуществующей угрозы. Фильмы ужасов способны раскрывать первородную натуру человека: ранимость, фобии, боязнь смерти, страх перед непознанным. Все самые темные человеческие стороны, которые и отталкивают и привлекают одновременно, заключены в этом жанре кино. Откуда в кинематографе появился этот всепоглощающий ужасами формат, и, как развитие привело его на пик популярности? Мы расскажем, покажем и испугаем!
Первый horror появился еще задолго до фотоаппарата и не выделялся в отдельный жанр или целое направление. Искусственное создание ужасающих картин было немыслимым, пока не появился некто Этьен Робер, живший во Франции во времена революции. Под занавес ночи, в разрушенной монастырской часовне он устраивал жуткие представления с помощью натянутых экранов, страшных звуков и тумана. Некая игра света позволяла видеть в расплывающихся силуэтах призраком и демонов. Это была «Фантасмагория» Робера, которая в дальнейшем переросла в один из этапов театрального жанра, а в современном мире реализуется как театр теней.
Если кто-то любит «готические романы», то этот период ужастиков будет вам особенно близок, потому что именно данный литературный жанр является основой любого современного фильма ужасов. Все действия книг разворачивались в мрачных замках и подземельях, а их персонажи сошли со страниц в наш современный кинематограф: Дракула, Призрак оперы, Франкенштейн, доктор Джекилл. Они известны всем, их любят и даже делают героями мелодрам и мюзиклов, однако ранее эти мистические персонажи были воплощением страха и пугали даже одним своим именем.
Жанру ужасов пора переходить от теории к практике, и произошло это только с появлением братьев Люмьер и их изобретения. С этого момента все ужасы начали реализоваться на больших экранах, чем еще сильнее завлекали и интересовали людей. «Замок дьявола» (1896) – первая ужасающая картина, которую увидел мир и отправная точка для дальнейших киношедевров, конкурирующих с комедиями и мелодрамами.
Появились фильмы ужасов, значит и должны появиться актеры, которые будут играть монстров. Лон Чейни (Lon Chaney) – первая звезда ужастиков, на счету которого целая галерея образов вурдалаков и упырей. Он блистательно справлялся с любой поставленной задачей, за что и получил прозвище «человек с тысячу лиц».
Чем быстрее развивался кинематограф, тем страшнее и сложнее становились фильмы ужасов. В 1919 году в Германии вышла картина «Кабинет доктора Калигари», которая затмила все предыдущие ужастики тем, что держала зрителя в страхе от начала и до самого конца. Интересный сюжет и эффект неожиданности сделали свое дело и фильму стали подражать, идеи улучшать и придумывать свои особенности, которые впоследствии превратились в клише фильмов ужасов. Классическим набором фильмов 20-30-х годов считались люди, которые с наступлением полнолуния превращаться в оборотней, вампиры, живущие в замках и нападающие на ближайшие поселения, а также второстепенные герои, такие как призраки, скелеты и мертвецы. Кинематограф вновь и вновь возвращался к опробованным классическим литературным героям и это работало.
Появление звука в фильмах подняло ужастики на совершенно другой уровень, ведь теперь музыкальное и голосовое сопровождение еще больше нагнетало и пугало людей. Известная уже тогда компания «Universal Studios» активно занялась съемками ужастиков и так увлеклась, что в мировой прокат начали выходить фильмы продолжение: сиквелы и трилогии. Идеям не было конца, сценаристы один за другим выдавали потрясающие сюжеты и даже придумывали своих персонажей. Именно так появились фильмы про древние цивилизации и умерших фараонов. Казалось бы, нет ничего особенного в замотанном мертвеце и его мертвой свите, однако этот сюжет стал классикой и навсегда вошел историю жанра horror.
Как только представление о фильмах ужасов полностью сформировалось, а режиссеры блестяще справлялись с задачей пугать людей, начали появляться жанры. Так, в 60-е годы появился жанр молодежных ужастиков с большим количеством комедийных моментов и даже черного юмора. 70-е годы отличились тем, что захватили зрителей потусторонне-психологическими ужастиками. Это было необычно и странно. Фильмы эти лет известны на весь мир, по ним снимают сиквелы, пишут книги и рисуют комиксы. Полосатый свитер, острые лезвия на перчатках и обожжённое лицо – помните этого персонажа? Конечно да, его забыть невозможно. «Кошмар на улице Вязов» стал лучшей серией фильмов ужасов на целые десятилетия. 90-е годы стали временем триллеров и самого известного фильма ужасов этого жанра «Молчанье ягнят». Если horror стремился задушить человека страхом и паникой, то триллер ставил своей задачей постепенно нагнетать на человека чувство ужаса, держать его в ледяных оковах и интриговать на протяжении всего фильма.
Сегодня четкие границы фильмов ужасов сильно размыты. Элементы ужастиков могут присутствовать в каждом жанре кино, могут перемешаться и сами жанры, но неизменным остается то, что horror всегда привлекает внимание! Сейчас уже сложно говорить о том, сколько именно выделилось жанров ужасов в современном кинематографе, но точно больше 10: это и психологические ужасы, драматические фильмы ужасов, боди-хорроры, научно фантастические хорроры, готика, сверхъестественные ужасы и т.д.
Их разнообразие подкрепляется современными технологиями, спецэффектами и фантазией сценаристов. Компьютерная графика позволяет снять фильм ужасов практически без участия актёров, видео и звукомонтаж соорудят кадр любой сложности, а количество эффектов напугает даже самого заядлого поклонника. Не смотря на то, что это очень специфический жанр кино и не все понимают его смысл, он имеет богатую историю, многолетний труд и невероятное количество фанатов. Еще неизвестно кто потрясет мировой кинематограф в следующий раз!
Автор: Екатерина Деркач