Не думаю, что понадобиться много времени для человека, который любит кинематограф, чтобы назвать самого популярного актёра немого кино. Конечно же, это Чарли Чаплин. И, пожалуй, самой лучшей его картиной можно считать «Огни большого города». Да и не только у него – я с большим удовольствием пересматриваю этот фильм и сейчас, когда кино давно стало «говорить» и обрело цвет.



Удивительная творческая энергия у этого человека, которого все знают по созданному им образу нелепого человечка – суетливого коротышки в котелке, с которым постоянно случаются смешные истории и курьёзы. Но Чарли Чаплин ведь не только играл главные роли в своих фильмах. Не стоит забывать, что он был и режиссёром, и сценаристом, и монтажёром, и продюсером, и даже композитором в своих творениях. Нет сомнений, если бы существовала возможность, играя роль, одновременно находиться ещё и по другую сторону камеры, Чаплина бы хватило и для операторской работы.

Фильм «Огни большого города» в этом плане не стал исключением, а примечателен он тем, что был снят в 1931 году, когда на экранах уже вовсю торжествовало звуковое кино. Только сумасшедший мог игнорировать появление звука в кинематографе – продолжать снимать немые фильмы было самоубийственно. И Чаплин в первой сцене своего фильма ввёл звук, но только для того, чтобы обстебать новое изобретение – вместо разговорной речи персонажи забавно пищат.

 

 

Да, этот фильм остался немым – главный герой, коротышка в котелке, не сумел вписаться в звуковой формат. Но в «Огнях большого города» обыгрывается способность человека не говорить или слышать, а видеть ­– на протяжение всей картины в прямом и метафорическом смысле обыгрывается слепота. Именно она является главной темой.

Метафора уже заложена в самом названии. Огни большого города манят множество людей, они ослепляют их роскошью и богатством, ослепляют возможностью достичь успеха. Но для многих не всё удачно складывается. Главный герой – нищий бродяга. Он неудачник, и именно этим он интересен – успешные люди в большинстве своём скучны. Вспомним, что фильм вышел, когда бушевал экономический кризис: Великая Депрессия сделала нищими миллионы американцев. По этой причине нищий бродяга Чаплина тоже вызывал симпатию и сочувствие в народе.

 

 

Для бродяги большой город – это город опасностей, которых он иногда и не видит. Это город рычащих машин и стражников-полицейских, которые хотят его заключить в тюрьму и от которых бродяга постоянно бежит, ослеплённый страхом наказания. Но опасность может также подстерегать в виде статуи обнажённой женщины, на которую засматривается коротышка. Ослеплённый женскими формами он не видит, как сзади него раскрывается шахта подъёмника. Этот момент станет метафорой, прелюдией к основной сцене фильма, которая является завязкой.

На улице он встречает слепую девушку-цветочницу, и влюбляется в неё. Любовь, как говорится, слепа, и слепая девушка символизирует это «незрячее» чувство. Она окружена цветами, этот образ не нов – цветы часто сопровождали богиню любви Афродиту, цветы являются общеизвестными символами любви. В свою очередь, девушка отвечает взаимностью, но так как она не видит, она слепо верит, что бродяга, купивший у неё цветок, богач, преуспевающий человек.

 

 

В дальнейшем появляется ещё один «слепой» персонаж. Это уже реальный миллионер, и он слепо любит свою жену, которая его бросила. Напившись, миллионер решает свести счёты с жизнью. Уход жены ослепил его, он стал слеп к радостям жизни. Богач хочет умереть так же сильно, как иной голодный бедняк отчаянно хочет жить.

Бродяга спасает его. И, пребывая в алкогольном угаре, миллионер видит в бродяге самого лучшего друга, но когда утром трезвеет и дурная пелена спадает с его глаз, он друга не узнаёт и избегает.

Однако с помощью денег миллионера, сложившихся обстоятельств и отчаянного желания бродяги помочь слепой девушке, врачи возвращают цветочнице зрение. Но судьба разлучает их. Только спустя больше чем полгода бродяга и цветочница встречаются вновь. Она поначалу не узнаёт своего благодетеля и смеётся над ним. Но с помощью (Не языка, фильм-то немой!), а с помощью осязания они находят друг друга. Девушка прозревает ещё раз, только теперь у неё появляется другое зрение. Она видит в бродяге отнюдь не нищего в лохмотьях, которым он пред ней предстаёт, а благородного и бескорыстного человека, способного на самопожертвование ради неё.

 

 

Прекрасная картина, прекрасная романтическая история! Когда я пересматриваю концовку, я ничего не могу с собой поделать – слёзы наворачиваются на глаза! Вот вам и чёрно-белое немое кино! И нет в фильме компьютерной графики, нет чёртовых спецэффектов, нет ни цвета, ни звука. Остаётся только смотреть. Если вы, конечно, не ослеплены убогостью современных блокбастеров. Известно, что когда предпочтёшь хорошему выдержанному вину метиловый спирт ослепнешь обязательно.