Рак, инсульт, инфаркт – три самые распространённые причины скоропостижной смерти человека. Но самая страшная и непонятная, конечно, рак. Причём тут кино спросите вы? У главного героя картины Алексея Чупова и Натальи Меркуловой «Человек, который удивил всех» онкология, и по прогнозам врачей жить ему остаётся недолго, несколько месяцев.



Главного героя фильма зовут Егор. Он живёт в сибирской деревне и работает егерем. Вот, недавно Егор одного браконьера ранил, а другого, сошедшись с ним в рукопашной, убил. Егор – настоящий русский мужик, и все в деревне его уважают, а председатель колхоза даже побаивается его принципиальности. У Егора в деревне дом, двор, баня, хлев, огород. Гуси есть, свиньи. В доме ружьё имеется, на стене у кровати ковёр висит, а слева под боком беременная жена спит... Нет, не спит, пристаёт, забавляться хочет, ведь Егор видный мужик. Ещё дома вместе с ними живёт старик-отец и сын-школьник, их забыл упомянуть.

Такой образ главного героя знаком (и симпатичен) российскому зрителю, поведение героя для зрителя вполне предсказуемо. Но по «Семиотике кино» Лотмана, моей настольной книге, если главный персонаж предсказуем, у такого художественного произведения низкая художественная ценность, ввиду отсутствия информативности. То есть, проще говоря, если в фильме понятно, что ожидать от персонажей, то такое кино не интересно. Чтобы заинтересовать публику, герой должен опровергнуть стереотипы ожидания, совершить нечто непредсказуемое. И, надо сказать, что авторы картины с этой задачей успешно справились. Их Егор, вняв напевам местной шаманки, чтобы излечиться от рака, надевает женскую одежду, красится и выходит «в люди».

 

 

– Что-о-о? – воскликните вы. А я же улыбнусь, потому что мне нравятся провокации. Провокация – это всегда конфликт, а конфликт – это основа любого (хорошего) художественного произведения. А тут мало того, что герой смертельно болен, так он из брутального русского мужика трансом стал.

Но по ходу развития сюжета моё настроение стало меняться. Фильм резко просел, потому что выяснилось, что кроме высказывания на тему гомофобии, весьма распространённой в русском народе (автор данной рецензии характерный в этом смысле представитель), создателям фильма и сказать то нечего. Ну, понятное дело, побили Егора односельчане, не в Тель-Авиве живём. Ну и что? А ничего. Ходит Егор накрашенный и неприкаянный в женском платье по деревне. В бане уже живёт, потому что жена его из дома выгнала. Ничего толком с ним не происходит. Главный герой вообще замолчал, с момента своего перерождения, ни слова не промолвил до конца фильма.

 

 

А ведь столько интересных картин на тему этого конфликта! Вот возьмите, «Без изъяна» с Де Ниро. Он играет полицейского-гомофоба на пенсии, у которого случился инсульт. Бывшего копа частично парализовало, и чтобы восстановить речь, он вынужден обратиться к соседу-трансвеститу за помощью.

Или из относительно недавнего – «Далласский клуб покупателей» с МакКонахи. Родео-ковбой из Техаса узнаёт, что он болен СПИДом. Он становится изгоем в своей среде и находит друга и помощника в борьбе со смертельной болезнью в лице трансвестита.

Тут надо, правда, отметить один факт, который «роднит» Цыганова, сыгравшего лесника в «Человеке…» с МакКонахи в «Далласском клубе…». И тот, и другой, чтобы соответствовать своим героям, специально похудели на двадцать килограммов. Но на этом сходство заканчивается, ведь совершенно нелепо сравнивать их актёрскую игру. По каменному лицу Цыганова вообще непонятно, что происходит в душе его героя.

Сколько в приведённых мною кино-примерах событий, интересных поворотов, психологической игры! А в «Человеке…» всё свелось к откровенной русофобской манифестации. Оказалось, что злой и жестокий народ у нас в глубинке живёт. Били-били в деревне егеря Егора, унижали, и, в конце концов, авторы фильма завели героя в лес, чтобы там его лесорубы изнасиловали.

 

 

И после этого очень мне захотелось отомстить за Егора, и за весь русский народ. Очень сильно захотелось ударить авторов фильма книгой Шукшина, который много писал о сибирской деревне. И Распутин, и даже Астафьев со своей «Людочкой» для этой цели бы подошли.

Русофобия, к сожалению, тоже неизлечимая болезнь. Она стала модным клише в творческой среде, а клише – это предсказуемость, вспомню опять Лотмана. Штампы ненавижу. Ничего, кроме отвращения, к замыслу авторов «Человека…» не испытываю. Вы уж извините, но я – русский. Вот мой диагноз.

Фильм же, не сомневаюсь, ждёт несомненный успех как и среди либерально-прогрессивной интеллигенции, так и за рубежом. Конечно, сибирского егеря в ...! вы...! Восторг! Какой жестокий у нас народ, хтонь, сплошная нетерпимость. Но только я бы никому не советовал так вот, как в фильме, от рака лечится.