Я недавно вернулся с фестиваля в Париже. Знаете, вопреки расхожему мнению о французской столице скажу так — моя жизнь теперь делится на до и после, а города — на Париж и не Париж. Даже внезапный сезон дождей в Москве не смог смыть улыбку с лица и потребности желать продавцам в супермаркетах хорошего дня. В этой поездке я впервые осознал, в каком же огромном и многогранном мире мы живем. Например, мне удалось пообщаться с колумбийкой по имени Юля. И тут интерес не в таком близком сердцу имени, а в осознании, что она живет на одном полушарии, а я — на противоположном. Нашим общением мы как будто невидимыми нитями связали две половины Земли. В общем, это было волшебно! Под внезапно охватившим меня воздушным вдохновением, которое нам дает хороший туризм, мне захотелось вспомнить несколько фильмов, в которых так или иначе присутствуют путешествия. Ведь что это такое? Это дальние страны, курортные романы, другие культуры, другие люди. Большой простор для творчества. Осталось только выделить несколько вечеров. Приятного просмотра!
1) Евротур
Помните мем с ребенком с усами Гитлера? Или тот, который: «Доллар, восемьдесят три цента, что в этой стране на них купишь»? Так вот, это все моменты фильма Евротур. Главный герой Скотт начинает здесь свой путь по фабуле стандартного героя-неудачника. Заканчивает школу, переживает расставание со своей горячей девушкой, которая бросает ради не менее горячего лысого Мэтта Деймона. Отличает его то, что он общается по переписке с немцем Майком. Причем Скотт уверен, что Майк — парень. Но ох этот немецкий язык, все у них не как у людей — Майк на самом деле оказывается обворожительной немкой Мике. И вот Скотту, выпускнику и холостяку, ничего не мешает все бросить, рвануть за океан и совершить целый тур по Европе, чтобы встретиться с ней. А на пути ему встретится много местного колорита — английские фанаты, французские очереди в Лувр, голландские секс-клубы, ну и куда же без стереотипов о Восточной Европе. Сценарий будет всячески уводить героя и его друзей от прямого рейса в Германию. В общем, хороший стеб вместе с порой пошлым юмором «на грани» среди видов старой доброй Европы.
2) Бег (1970 г.)
Близится конец гражданской войны. Хотя солдаты еще ведут бои, уже совершенно ясно поражение белой гвардии. Из страны в Константинополь бегут все несогласные с новой властью. Среди них главные герои фильма — приват-доцент Голубков, молодая дама Серафима, генерал Хлудов и генерал Чарнота с женой Люськой. И пока они пытаются разобраться в том, что происходит, на глазах зрителя рушится весь старый мир. Белогвардейские командиры экстренно эмигрируют, капитаны призывают солдат бросить оружие и бежать как можно быстрее, красные заходят в покинутые города и стреляют по людям. В новом мире для героев нет места, и они соглашаются стать чужаками и нищими в далекой стране ради возможности выжить. И из холодной России, судьба бросает их в Турцию, а некоторых заводит на спокойные улочки Франции.
Фильм содержит в себе невероятное количество мощных сцен, пробирающих до костей. Совместив несколько произведений Михаила Булгакова в одно и собрав звездный актерский состав, режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов создали одну из лучших лент о гражданской войне и русской эмиграции.
3) Праздник святого Йоргена
Уморительная советская сатира. И не смотрите, что фильм достаточно старый (1930 г.), и не бойтесь, что он практически немой.
Близится праздник святого Йоргена, толпы паломников движутся к храму, в окружении групп бдительных полицейских. И вот этой бдительностью воспользовался сидящий в тюрьме вор Коркис, точнее, её отсутствием, ведь в патруль забрали почти всю тюремную охрану. После побега, они с подельником садятся в поезд и случайно выходят как раз на праздник. От увиденного изобилия товаров и пожертвований паломников, бандиты решаются на очевидную авантюру. А зрителю вместе с ними открывается невероятный парад гротескных образов, вывернутых на максимум. Делаем скидку на советское время: мы знаем, как тогда относились к религии. Впрочем, к этому типу пропаганды, в отличие от современного советского кино-патриотизма, ещё можно относиться терпимо. «Праздник святого Йоргена» спустя век выглядит скорее как комедия положений. Но нужно ещё поискать, кто прошёлся бы по болевым точкам так же метко, как Яков Протазанов.
4) Собачий мир
Документальный фильм «Собачий мир» — это почти двухчасовое путешествие по нашей планете, в которым вы вместе с закадровым текстом гида увидите всё разнообразие существующих на ней культур. Сюжет строится на постоянном противопоставлении отношений к одним и тем же вещам в разных точках Земли. И тут надо отметить юмор, с которым подошли создатели к монтажу. Например, перед нами эпизод на кладбище домашних животных, где хозяева со слезами целуют могилы своих питомцев, и в следующем кадре мы уже в корейском ресторане, где подают блюда из собак. Некоторых нежных людей уже на данном моменте потянет выключить такое кино. И пусть они это сделают! В «Собачьем мире» полностью отсутствует эстетизация. Отдельные моменты, такие как ритуальное забивание палками до смерти свиней в Новой Зеландии, итальянский обряд, при котором люди избивают свои ноги деревянными дисками с осколками стекла, показаны со всей жестокостью и мерзостью. Однако больше всего фильм примечателен той мыслью, что не так уж сильно мы все отличаемся! Казалось бы, процветающий Запад против отсталой Африки и бедной Азии. Но смотришь ленту и узнаешь, что если в Гонконге есть рынок, где можно купить крокодила, жабу или змею, то в Нью-Йорке есть ресторан, где богатые люди могут поесть яйца бабочек и отбивную из червей.
5) Меня зовут Кхан
Индия! Но не торопитесь листать дальше. Здесь не будет ни танцев, ни песен. Ведь фильм рассказывает о совершенно не радостном периоде — массовой травле мусульман в США после событий одиннадцатого сентября 2000 года. Главный герой Ризван Кхан, который с детства страдает аутизмом, переезжает из Индии в Сан-Франциско, где влюбляется в парикмахершу Мандиру. Они вступают в брак, счастливо живут вместе, открывают совместный бизнес и жизнь кажется сахарной ватой, до внезапного теракта. Хотя Мандира не является мусульманкой, она вместе с мужем все равно подвергается травле: отворачиваются все друзья, уходят клиенты, на улицах люди начинают косо смотреть. И вот любовь всей жизни Ризвана не выдерживает и разрывает с ним отношения. После чего Кхан решается на поступок, который может принять только человек с его болезнью — дойти до президента Соединенных Штатов и лично ему, а через него всей стране, сказать, что Ризван Кхан не террорист.
На протяжении путешествия Кхана по всей территории Америки, которое будет проходить на самолете, поезде, автобусе и даже пешком, герой будет попадать в невероятные ситуации, видеть голод, разруху, злобу и отчаяние. А из оружия у него — только доброе сердце.
6) Хиросима, любовь моя
В центре сюжета — любовная линия французской киноактрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме. Она приехала сниматься в фильме, он — заново отстраивает город. Встреча двух случайных людей постепенно развивается в интимную исповедь двух травмированных судеб. У каждого есть прошлое, которое вселяет страх и мешает нормально жить, а вплетены чувственные переживания героев в образ восстающего из пепла города. Французская «Новая волна», созерцательное кино с очень неспешным развитием сюжета. Но какая здесь потрясающая эстетика! Чувственные любовные сцены, виды уничтоженной Хиросимы, вкраплённые в повествование поверх уже частично восстановленного города. От красоты этого фильма просто захватывает дух.