Начиная читать этот роман, я был почти уверен, что Ричард Бах (Richard Bach) – это автор одной книги. В самом деле, кто из нас не «переболел» «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон» (Jonathan Livingston Seagull), но в то же время кто вспомнит другие произведения Баха? Думаю, что такое забвение неспроста.

Книга «Гипноз для Марии» (Hypnotizing Maria) подтвердила мою теорию. Это – не роман, это – очень качественный рассказ, занимающий первую главу. А дальше литература заканчивается и начинается скучная и сухая теория гипноза. Теория нестройная и непоэтичная, что я особенно люблю в философских трактатах, написанных после Ницше.

 

 

Что же это? Видимо, Бах оказался Кастанедой, у которого не хватило поэтического дара написать красивую ложь. А жалко, потому что книга оказалась историей о том, как роман убивает рассказ, а философия – литературу.

Но что мне понравилось, так это вдохновленность полётами! Когда я иду, а меня переполняет какая-то свежая и сильная мысль, то я иду очень быстро – порядка семи километров в час. Я знаю людей, которые накручивают круги по ночному МКАДу. Остаётся лишь догадываться, какой восторг испытывал профессиональный лётчик Бах от полётов. И какие идеи охватывали его!

 

 

Однажды, приземлившись, Ричард Бах написал «Чайку». Он пытался доставить с неба и другие артефакты, но они оказывались не такими мощными. И пример тому - «Гипноз для Марии».