Сейчас, в самом разгаре эпидемии, мы начали смотреть на самоизоляцию как на положительное явление. Оставаясь дома, ограничивая контакты с другими людьми, в это непростое время граждане практически любой страны демонстрируют понимание ситуации и свою ответственность. Однако не стоит забывать, что самоизоляция далеко не всегда является чем-то хорошим. Ещё не так давно, до появления опасного вируса, изоляция от общества воспринималась как нечто негативное и даже опасное для здоровья человека. В далёком 2008 году в свет вышел альбом Board Up The House американской группы Genghis Tron, в котором участники группы попытались раскрыть тему опасности самоизоляции, а также разобраться в том, что именно становится её причиной.

 

 

В переводе “board up the house” означает – забаррикадировать или же заколотить дом. В американской культуре эта фраза в первую очередь ассоциируется с процессом “boarding up”, когда все окна и двери дома плотно зашиваются большими листами фанеры.

 

 

Делается это в основном для двух вещей: для защиты жилого дома от различных природных катастроф вроде урагана или же для защиты нежилого дома от грабителей и мародёров. Заглавная песня альбома использует именно эти образы. История рассказывается от лица пары, которая забаррикадировалась в своём доме, спасаясь от чего-то страшного снаружи. Слушатель так и не узнает, кто эти двое и от чего они пытались убежать, известно только , что «улицы охватила тьма и они оставались во тьме целыми днями» и снаружи то и дело доносятся «ужасные звуки». Оказавшись внутри, пара отказывается выходить наружу, даже несмотря на голод, они продолжают убеждать себя в том, что «помощь придёт». Почти под конец песни создаётся ощущение, что один из обитателей дома все же хочет выйти, однако его сожитель не позволяет ему этого сделать. В итоге пара погибает, скорее всего, от обезвоживания, а песня заканчивается фразой: «никто не пришёл, и баррикады всё ещё стоят». Никто не пытался спасти героев песни, но никто и не пытался на них напасть.

Конечно, текст можно воспринимать буквально, однако, скорее всего, большинство образов в нём не что иное, как метафора психологического состояния человека. На это намекают несколько других песен с альбома, которые отражают эмоциональное состояние героя и его мировоззрение. Дом – это своеобразная зона комфорта, в которой запер себя рассказчик. Он изолировался от общества, ибо боится его. Этот страх необоснован, нет каких-либо конкретных угроз, но герой из раза в раз убеждает себя в том, что выходить из своей зоны комфорта или впускать кого-то внутрь – опасно. В итоге он теряет способность к коммуникации с другими людьми, думая только о себе. Его «дом» остаётся на отшибе, никому не нужный и одинокий.



Дальнейшие две песни дают объяснение этому, казалось бы, беспричинному страху. Первой является весьма короткий трек под названием Endless Teeth. Его, на первый взгляд, абстрактный текст, воспринимается лучше вместе с видеоклипом. Скорее всего, песня посвящена культуре плохих новостей в СМИ, и тому, как они влияют на человека. Руководителей информационных каналов здесь называют «пьяным королём», который, ведомый личной выгодой, направляет свой народ прямиком в огонь. От бесконечного потока негативной информации будущее для героя больше не представляется чем-то хорошим, он буквально чувствует, что не способен ни на что повлиять и выпадает из жизни, «теряет своё место во времени». Чувство бессилия в какой-то момент превращает страх в агрессию и в итоге герой собственными руками убивает своё же будущее, которое кажется ему беспросветным.



Вторая песня носит незамысловатое название Things Don’t Look Good. Её текст посвящен темам экологии, индустриализации, бедности и растущей плотности населения. Мир, который окружает героя-рассказчика, серый и перенаселённый. Вокруг лишь нищета и разруха. Такой мир не вызывает ничего, кроме злобы и отчаяния. Ключевой фразой песни являются слова «огни пройдутся по земле», где огнями могут являться войны, болезни или же природные катастрофы. Услышав её в первый раз, герой ждёт появления этих «огней», однако затем к нему приходит осознание, что, даже если это и произойдёт, то «ничего не изменится».



Невозможность что-то изменить самому и непонимание того, как это сделать, а также изоляция от общества, постепенно ломает героя. Следующими на альбоме идут треки под названием Recursion и I won’t Come Back Alive, они являются самыми мелодичными и легкими для прослушивания песнями со всего альбома.



В этих треках яснее, чем в остальных прослеживаются печальные нотки и общий меланхоличный настрой. В них герой говорит о некой болезни, которая пожирает его изнутри, оставляя лишь пустую оболочку. Он не в силах справится с этим недугом в одиночку, он лишь чувствует, что вскоре не в силах будет ему сопротивляться. Болезнью, о которой идёт речь, скорее всего, является депрессия. Её симптоматика прослеживается не только в этой песне, но и во всех предыдущих и последующих треках альбома. Длительная изоляция и страх наконец сделали своё дело, герой больше не видит в своей жизни ничего хорошего.

Следующие треки Colony Collapse и Feast мы не будем подробно обговаривать. Из текстов можно сделать вывод, что первая посвящена неудачной попытки как-то исправить свою жизнь или положение вещей в мире, а вторая преисполнена ненавистью к бесконечной культуре потребления, которая иссушает ресурсы нашей планеты, превращая её в безжизненный камень. Однако интерес представляет заключительный трек альбома под названием Relief. Длина этой песни, название которое переводится как «освобождение», составляет 10 минут и 48 секунд. Её текст — это своеобразная исповедь героя. Она даже чем-то напоминает известный трек Hurt группы Nine Inch Nails. Текст рассказывает о последних минутах жизни героя-рассказчика, однако он не боится своей смерти, а ждёт её. Для него смерть станет освобождением от мира, который не принёс ничего, кроме боли и страданий. По тексту можно подумать, что, находясь в заточении, он всё же дождался приближающейся катастрофы, но, скорее всего, это не более, чем язвительная фантазия измученного человека. Последние слова альбома «Всё будет забыто, Всё будет хорошо» затихают уже под конец второй минуты песни. И дальше, после непродолжительного затишья и до самого конца альбома, монотонная и пронзительная мелодия будет нарастать, давя на уши слушателям всё сильнее и сильнее с каждой секундой, нарастая и становясь всё торжественнее, чтобы в самом конце резко оборваться и «освободить» его от этой какофонии. «Освобождение» здесь получает не только лирический герой, но и сам слушатель.



Как вы могли заметить, звучание этого альбома грязное, жесткое, надрывное и даже истеричное. Воспринимать подобную музыку весьма трудно, и обычно подобная жестокость в музыке не является оправданной или раскрытой. Однако этот альбом — исключение. Агрессия здесь перекликается с отчаянием, весь альбом — это словно крик о помощи. И поднимая такие жестокие и грязные темы, у музыкантов не получилось сохранить хладнокровие. Они выплеснули все свои эмоции с помощью музыки в чистом и искреннем виде. Они не пытаются приукрасить то, что считают страшным и омерзительным и по иронии это делает их музыку прекрасной. Это не могло остаться незамеченным и такие люди как Тим Хекер (Tim Hecker), Дэнни Лонер (Danny Lohner) и многие другие, вскоре выпустили множество своих версий песен с альбома Board Up The House, даря им новую жизнь в самых разных жанрах.

 

 

В это непростое время хотелось бы пожелать каждому беречь самого себя и своих близких. Проводите свою изоляцию в уютной атмосфере и не оставляйте без внимания чувства других. Будьте в порядке.