На днях не стало Флориана Шнайдера — человека, создавшего культовую немецкую группу Kraftwerk, которая повлияла буквально на всю электронную музыку и практически каждого любимого вами музыканта. Чем они были так замечательны и что за человек был Флориан Шнайдер (Florian Schneider)?
Конечно, группу он создал не в одиночку, а вместе с Ральфом Хюттером (Ralf Hütter), своим другом и единомышленником. Случилось это в 1968-м году и начиналось как краут-рок группа под названием Organisation. Но позже Kraftwerk изменят всю музыкальную сцену и станут одной из самых обсуждаемых групп и по сей день.
Они были настоящими футуристами, но я имею в виду здесь не принадлежность к течению в искусстве, а искреннюю, огромную любовь к технологиям и будущему. Один из важнейших альбомов Kraftwerk называется Autobahn и посвящен он (вместе с одноименной песней, которая длилась 22 минуты) ультрасовременным немецким скоростным дорогам — собственно, автобанам. Эта пластинка стала точкой отсчета всей мировой электронной музыки. Представьте, что вы едете по идеально ровному немецкому шоссе. Ничего не происходит, вы спокойны и сосредоточены. Светит солнышко, все в порядке. Примерно так и звучит Autobahn.
Кроме того, немецкие музыканты посвятили альбом и, например, радиоволнам — это пластинка Radio-Activity. Они буквально поют там про волны и, конечно, бесконечно восхищаются прогрессом, который их одновременно пугал и радовал. Они же и предвосхитили эпоху интернет-знакомств, написав песню с названием Computer Love. Kraftwerk манила монотонность, бесконечные повторы одних и тех же музыкальных паттернов и намеков на промышленный шум. Они первыми начали использовать вокодер — устройство, меняющее звучание голоса на немного металлизированный. Но главный их хит — песня Das Model с прекрасной меланхоличной мелодией.
Участники группы вообще хотели заставить всех думать, что они роботы. Они выпускали об этом песни, на сцене вели себя крайне неактивно и двигались редко, по строго заданной траектории, лица их не выражали никаких эмоций. А иногда вообще ставили на сцену вместо себя манекены в человеческий рост, а сами играли и пели из-за кулис. Делали они это отчасти из-за все той же любви к прогрессу и технологиям, но в основном потому, что выступали против поп-культуры и культа исполнителей. Они прятались в знак протеста, это было заявление «важны не наши личности, а только музыка».
Несмотря на это, музыкантов совсем нельзя было назвать бесчувственными. Многие говорили, что персонажами они были неординарными и иногда сложными в общении. Но не из-за высокомерия или капризов, а просто потому что были такими вот чудаковатыми изобретателями. А человеческие качества этих роботизированных музыкантов вызывают скорее приятные эмоции. Конкретно о Шнайдере обычно отзываются как об очень вежливом и спокойном человеке. Он не требовал никаких излишеств в райдере, был непритязателен в быту и очень дружелюбен. Однажды даже хотел отказаться от части своего гонорара за концерты в Москве и Питере, так как решил, что организатор недостаточно на них заработал (ведь солдаута не было!). Но тот порядочно отказался.
Шнайдер сначала играл в группе на флейте, скрипке и саксофоне, но со временем перешел на синтезаторы и другие электронные инструменты, постепенно вошедшие в общее употребление и в арсенал группы. В 2008 году Флориан покинул Kraftwerk и продолжил записывать музыку сольно. Почему — неизвестно, ведь, как можно догадаться, участники этого коллектива — не те люди, которые будут рассказывать о мотивации своих поступков и тем более, анализировать эмоциональную их часть.
Даже Дэвид Боуи посвятил ему песню V-2 Shneider, ведь, по его собственному признанию, Kraftwerk оказали огромное влияние на его творчество конца 70-х. Да и сложно сказать, на кого они такого влияния не оказали: без Kraftwerk не было бы синти-попа, хип-хопа, техно и современной попсы такими, какими мы их знаем. А это практически вся музыка, что есть вокруг нас сегодня.