Немного о политике, немного об экологии, немного о жизни: вот и состоялся официальный релиз первого с 2013 года альбома Pearl Jam, названного Gigaton. Так какие они — сиэтльские легенды образца 2020 года?

 

 

Пластинка получилась разной как по смысловой нагрузке, так и по звучанию: первый же трек альбома встречает бодрым рок-н-роллом. Who Ever Said прощупывает почву, но в то же время задает тон; начинаясь настороженно-скребуче, он разрешается в классический рок-н-ролльный рифф. Бодрый ход подхватывает Superblood Wolfmoon, второй сингл альбома. Это глоток свежего, качающего гараж-рока, мощного и драйвового, точно выверенного, и в то же время небрежно-развязного, пусть и не совсем характерного для Pearl Jam. Барабаны и гитара, казалось бы, предельно просты по своей структуре, но работают они как часы и раскачивают трек уже с первых секунд. Вокал добивает и без того пригретое ухо, и вот уже хочется по-волчьи подвывать в унисон мощным, выворачивающе-истеричным вибрато Эдди. В этом же треке присутствует одно из самых насыщенных соло альбома, отдающее игрой в стиле ван Халена, приправленное phaser'ом, изобилующее роковыми вертушками в лучших традициях 80-х и обильной блюзовой фразировкой.



Нетрудно догадаться, что и в последующих композициях встречается олдовое гитарное рубилово. Take The Long Way — яркий тому пример, с его истеричным, захлебывающимся соло на «‎кваке». Слышится в треке что-то дикое и первобытное, скребущие появления гитары в левом ухе создают образ пустынного каньона, а грязные унисонные бенды в соло дорисовывают палящее солнце. Встраивается в марафон сочных гитарных партий и Quick Escape, четвертый трек альбома, соло которого тоже демонстрирует старый добрый электрогитарный фарш, приправленный скрипучим саундом. Чего у нового альбома не отнять, так это приятных гитарных запилов — их здесь в достатке.

Pearl Jam никогда не играли «чистый» гранж, как бы странно в отношении жанра это не звучало, и всегда тяготели к року и его вариациям. И новый альбом — это во многом эксперимент, но вместе с тем еще большой шаг к «корням», в сторону классики рока.

 

 

В то же время многие композиции взяли спокойный тон: It`s Alright баюкает ласково-восторженной атмосферой, Buckle Up умиротворяет деликатным риффом и будто пытающимся никому не помешать своим пением Эдди, а лирично-возвышенный River Cross и вовсе рисует в воображении восходящее солнце, скалу, и маленького львенка, оглядывающего, насколько далеко простираются его владения.



Dance of the Clairvoyants, первый сингл пластинки, поначалу удивляет семплированным битом в духе диско-панка, сильно напоминающим The Talking Heads. Композиция стала экспериментом для музыкантов, а также предметом споров и дискуссий среди фанатов; отрывистый техно-бит сочетается здесь с привычным вокалом Эдди Веддера, и в результате получается смесь уже знакомого Pearl Jam с новой, нетипичной для них базой. Такой техно-фанк-рок пришелся по душе далеко не всем: кто-то в восторге, а кто-то в недоумении: «И это бывшие легенды гранжа?». Так или иначе, то, что музыканты продолжают искать и экспериментировать, оставаясь столько лет на плаву, определенно вызывает уважение.

В новом альбоме Pearl Jam «полегчали», сбросили за борт претенциозные ритм-гитары, сделали их чище и лаконичнее. Порой даже не хватает гитарной «грязи» и неаккуратности. Never Destination поначалу дарит надежду: во вступлении будто назревает буря. Создается ощущение, что сейчас «что-то будет», но прелюдия, нависнув иссиня-черными тучами, разрешается опять-таки в классический рок-н-ролльный рифф.

 

 

Смысловая нагрузка альбома тоже неоднородна. Есть здесь и политика в виде высказываний против Трампа: «To find a place Trump hadn't fucked up yet», что переводится как: «Найти место, где Трамп еще не, кхм, облажался». И о глобальном потеплении не забыли, как раз на волне эко-бума. Музыка и политика с давних пор идут рука об руку, так что удивляться отражению в песнях актуальной повестки не приходится. Хорошо или плохо, что новый альбом богат на политические высказывания и чаяния о проблемах природы — пусть каждый решит для себя сам.

Завершается альбом на более «вечной» теме, беря курс на рассуждения о жизни в River Cross, отдающие легкой меланхолией. Рассуждения эти стали взрослее: мужчины, перевалив за экватор своего жизненного и творческого пути, говорят теперь с определенной высоты:

«Я всегда думал, что пересеку эту реку.
Противоположный берег теперь далек.
Как только я приближался к нему, он разворачивался и вытягивался.
Горизонт теперь скрывается вдалеке».

Оригинальный текст песни можно посмотреть здесь.

Что ж, горизонт может и скрывается вдалеке, а мы идем дальше с мыслью, что, возможно, пара-тройка композиций из альбома и осядет в плейлисте: пластинка этого определенно заслуживает.