Музыку группы Radiohead сложно назвать жизнеутверждающей. Это скорее собрание комплексов и противоречий с окружающей действительностью. Как и любая рок-музыка. Вымирающий, мать его, жанр.

В эпоху всеобщего «примирения» (1970-1990-е) рок-музыка переживала небывалый подъём. Жилы большинства людей были натянуты, так хотелось дать кому-нибудь в морду! Но что, если ты низкорослый и нескладный мальчик, с парализованным глазом и кривыми зубами? Ты полон гнева и разочарования! А сдачи дать проблематично...

 

 

К тому же милая девушка, мысленно воздвигнутая на алтарь в твоем сердце, завидя тебя, сдерживает смех и прикрывает губы, которые ты так хотел поцеловать…

Всё, что у тебя есть - это верная гитара, которая повторяет ритм эмоций. Музыка отлично подходит для сублимации таких переживаний.

Я не отошёл от темы. Это всё про композицию Creep из дебютного альбома Pablo Honey. Ну, если ты не слышал Creep, то послушай прямо сейчас!



1987 год. У Томми Йорка помимо разочарования и хвостов в колледже есть музыкальная группа, которая репетирует по пятницам. Он доверяет друзьям самое сокровенное! Свои грёбаные чувства! Он поёт им про реальную несправедливость жизни, а они ему говорят: «Томми, настрой гитару!», как это обычно бывает у начинающих групп.

Музыка и лирика этого периода в дальнейшем стали основой для альбома.
Том Йорк хотя и был искренен в своих стремлениях, но некоторых его единомышленников Creep начал бесить ещё задолго до того, как он начал бесить тебя, когда ты попал на вписку, где был в хлам пьяный чувак, умеющий играть пару-тройку аккордов на гитаре.

В группе Radiohead есть один крайне талантливый «неудачник». Это соло-гитарист и клавишник Jonny Greenwood. Его дико бесил Creep. Чувака «перекрыло», когда Том исполнял песню впервые. Джонни не мог смириться со спокойным и ненавязчивым мотивом, который наигрывал Томми. А ещё его очень раздражал припев (ведь недоноском каким-то он себя не считал). Выражая протест, гитарист долбил по струнам что есть силы и пытался «запороть» песню. Но… не получилось. Он сделал ее только краше. «Here is Jonny!!»

Через пять лет (упорного дёрганья струн) находятся продюсеры, которые слушая всё это нытьё понимают: «Что-то в этом есть!» И пускай эти ребята кое-что услышали и взяли на заметку у популярной в 70-е группы Hollies - они талантливы!

 

 

С этого всё и началось. Нет, я не про контракты и славу, хотя они имели место. Я про горе!

До выхода своего первого официального альбома Radiohead (тогда они назывались On a Friday, потому что ребятки репали по пятницам) играли на вечеринках, детских утренниках, последних звонках, свадьбах и поминках (утрирую, конечно). У них и репертуар был соответствующий. Creep в него никак не вписывался. Поэтому при прослушивании отодвигался на задний план. В итоге Томми сыграл его в последнюю очередь, представив как кавер на Скотта Уокера. Продюсеры были в восторге! Именно Creep выпускается как первый сингл группы.

В 1993 выходит Pablo Honey. Он, конечно, достоин внимания. И особенно хорошо заходит, если слушать его весной, во время всплеска в организме эндорфинов и наивности. Но дебютная работа не привлекла особого внимания. А из-за откровенно гранжевого звучания группу в Америке окрестили British Nirvana.

Заглавная песня регулярно транслировалась по радио и сводила с ума всех слушателей, попавших в зону поражения. Radiohead в эфирах радиостанций в шутку называли Creep Band и пророчили славу «группы одной песни». На первых порах это было даже приятно.

Они пели её как могли! С 1992 по 1997 год. Потом Том сказал: «Всё! Я не могу!»

И не пел её целых 20 лет, даже в душе. В 2017 он поостыл и во время концерта в Париже по просьбе неизвестного фаната, который себе всю глотку сорвал, всё-таки исполнил Creep. Чисто для того, чтобы посмотреть на его лицо. А за этот промежуток её успели кавернуть как минимум 20 именитых артистов. Например, Zемфира, KoЯn, The Pretenders, Jim Carrey, Moby, Postmodern Jukebox и даже бомж.



Так что подумайте хорошо, прежде чем что-то написать!